Живой диалог или формальность? Что даст казахстанцам цифровизация власти

Маржан Бакиева

В общем рейтинге ООН по цифровизации Казахстан занимает 28-е место. В категории онлайн-услуг наша страна находится на восьмой строчке среди 194 государств мира. Однако еще есть ряд сфер, где введение электронных процессов продвигается медленными темпами. На этом акцентировал внимание глава государства Касым-Жомарт Токаев, выступая на открытии первой сессии Парламента VIII созыва. Что ждут люди от поручения президента, читайте в материале Liter.kz.

По мнению главы государства, цифровизация выступает критически важным фактором эффективности системы государственного управления. Но помимо развития инфраструктуры электронного правительства, нужно также сфокусироваться на дальнейшей диджитализации представительной ветви власти.

Электронный парламент и маслихаты всех уровней способны значительно укрепить доверие общества к власти. Одним из базовых условий результативности проводимых реформ является наличие полных и достоверных данных, – заявил глава государства.

После выступления президента сенаторы обсудили поставленные задачи и отметили, что необходимо повысить качество законодательной практики, в том числе через принцип инклюзивности, открытости и всестороннего обсуждения законопроектов. В этом поможет Проектный офис, положение о котором приняли депутаты. Офис призван стать механизмом, способствующим качественному выполнению задач, поставленных президентом страны.

Мы принимаем законы, направленные на создание Справедливого Казахстана и нацеленные на системное реформирование государственной политики. Поэтому законотворческий процесс, разработка законопроектов и обсуждение должны проходить максимально открыто и инклюзивно, – сказал спикер Сената Парламента РК Маулен Ашимбаев.

Основная задача офиса – обеспечение проектного управления в инициировании программ и проектов, в том числе через цифровизацию законотворческого процесса и обеспечение принципа открытости. Участие в работе Проектного офиса смогут принять также представители бизнеса, экспертного сообщества и гражданского общества.

Фото: Радмир Фахрутдинов/Liter.kz

Эксперты убеждены, что цифровизация – это современный и однозначно полезный процесс, который облегчит жизнь казахстанцам. Однако внедрение электронных технологий важно проводить не ради самой цифровизации.

Заместитель Центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК Нуркен Айтымбетов напомнил об истории цифрового Казахстана.

Процесс постепенной оцифровки всех сфер общества начался в 2017 году, когда глава государства поставил задачу войти в 30-ку развитых стран. Уже тогда было ясно, что развитие электронного государства является стержнем развития страны. И в том же году принята госпрограмма Цифровой Казахстан, – говорит эксперт.

По его словам, сейчас Казахстан обладает рядом успешных кейсов перевода на цифровые рельсы. Это электронное правительство, медицинское приложение Damumed, онлайн-услуги банков и т. д. В результате, люди перестали простаивать часами в очередях ради одной справки, не выходя из дома получают места в детские сады, записываются на прием к врачу, отслеживают очередь на арендное жилье. Все эти процессы также обеспечили прозрачность государственных и частных услуг.

Таким образом, Казахстан демонстрирует отличные темпы диджитализации. На нас могут ориентироваться многие страны. Однако ряд ключевых сфер до сих пор неудобны для коммуникации с гражданами. И об этом несколько раз президент Касым-Жомарт Токаев говорил на заседаниях и давал поручения Министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК. Пришла пора эти поручения выполнить максимально качественно, – говорит Нуркен Айтымбетов.

По словам эксперта, более эффективная коммуникация между властью и народом налажена на уровне крупных чиновников и акимов. К примеру, это министры, акимы регионов и областных центров. Но в сельских округах эта связь становится слабее.

В 2021 году Нуркен Айтымбетов проводил исследование на тему "Влияние цифровизации на политическую культуру казахстанской молодежи". Опрос фокус-группы в небольших поселках показал, что молодежь не знает депутатов своих округов и чем они занимаются.

Чем меньше населенный пункт, тем хуже коммуникация с акимами и депутатами. К примеру, в некоторых регионах очень слабо налажена связь с сельскими акимами. Здесь кроются как проблемы технического оснащения и поддержки сайтов, так и местами слабая интернет-связь, – считает собеседник.

По его мнению, казахстанцам не хватает онлайн-голосования. Процесс выборов стоит очень дорого для государственной казны – это работа избирательных участков, создание листов для голосования, обеспечение безопасности и бесплатного проезда на общественном транспорте. Эти расходы можно было бы свести к минимуму, если казахстанцам дали бы возможность отдавать свои голоса онлайн. Такой тип голосования практикуется во многих странах.

Остановился эксперт и на обратной связи между народными избранниками и теми, кто за них голосовал.

Важно обеспечить качественную связь между депутатами, как представительной ветвью власти и народом. Качественно проведенная цифровизация могла бы решить проблемы на нескольких уровнях. При этом необходимо, чтобы созданные сайты работали бесперебойно. Потому что частая история, когда сайт вроде есть, но он то зависает, то фото требует определенного формата, то срок действия ЭЦП истек, то сервер упал из-за количества запросов и т. д. В итоге люди, особенно старшего поколения, предпочитают лично обратиться к чиновнику или депутату, ждать дня приема, – говорит Нуркен Айтымбетов.

В качестве примера, на который можно ориентироваться в этом вопросе, он привел опыт Сингапура, Гонконга и Англии, где уже применяются виртуальные деньги, а к услугам людей роботы.

Фото: Радмир Фахрутдинов/Liter.kz

Заместитель директора НИИ права университета Туран, главный научный сотрудник Института законодательства РК Лейла Жанузакова акцентировала внимание на том, что цифровизация должна касаться не только коммуникации представительной ветви власти и народа, но и законотворческой части:

Депутаты выражают волю населения своего избирательного округа. Но по факту сейчас у нас граждане не имеют возможности законодательной инициативы. Они могут передавать свои идеи депутатам, министрам или президенту. Необходим механизм, когда народ сможет выступать с собственными инициативами.

По словам эксперта, новая система коммуникации Парламента и народа не должна в итоге стать пустой формальностью. Выполняя поручение главы государства, важно помнить, что нужен живой диалог народа и власти.

Поделиться