Кайрат Торебаев: «Предпринимаемые меры позволят увеличить несырьевой экспорт в два раза к 2025 году»

Создавая Министерство торговли и интеграции Президент Казахстана обозначил четкие задачи: сделать все, чтобы отечественные товары могли беспрепятственно продаваться на внешних рынках.
Сая Загипова

За четыре месяца существования МТИ РК объявил об ужесточении тех регламентов, чтобы ограничить некачественный импорт и подтянуть качество собственных товаров до мировых стандартов, создало «Единое окно» для наших экспортеров QazTrade, приняло решение расширить торгпредства за рубежом и переписало экспортную стратегию страны в принципе.

Но главное, что должен сделать Казахстан в первую очередь, – наладить приграничную торговлю. О том, что сделано Министерством торговли и интеграции в этом направлении мы побеседовали с вице-министром ведомства Кайратом Торебаевым.

НАРАЩИВАЯ ЭКСПОРТ

– В последнее время много говорится о том, что сократился наш экспорт в страны Евразийского экономического союза. С чем это связано?

– Да, мы отмечаем снижение объемов экспорта в страны ЕАЭС на 6%. Причин тому несколько. В первую очередь, речь идет об экономических факторах. Как, например, западные санкции против России, существенно ослабившие ее экономику. Большой круг проблем создают барьеры, которые ставятся некоторыми государствами ЕАЭС для доступа товаров из стран-партнеров

Но хочу заметить, что большая часть «проседания» по экспорту идет, скорее, в стоимостном объеме. В физическом объеме мы демонстрируем неплохой рост

Если смотреть по приграничной торговле, то с Россией товарооборот за первое полугодие вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ненамного, на 0,6%, но вырос. А вот в стоимостном выражении экспорт «просел» на 4,3%: с 3,2 до 3 миллиардов, если сравнивать полугодие с полугодием.

– Получается, что по всем странам Евразийского союза у нас с торговлей такая ситуация?

– Не со всеми. Наш экспорт в Кыргызстан за первые шесть месяцев нынешнего года сократился на 17%. Это произошло за счет уменьшения поставок в Кыргызстан таких товаров, как нефтепродукты – на 56,8% или на 37,4 млн долл. США, вагоны – на 100% или на 5,4 млн долл. США, уголь – на 44,5% или на 2,9 млн долл. США, табачные изделия – на 10,9% или на 2,7 млн долл. США, прутки – на 65% или на 2,4 млн долл. США.

– Если отойти от товарооборота с ЕАЭС, то, как обстоят дела с другими приграничными рынками?

– Наибольшая динамика казахстанского экспорта отмечена на туркменском рынке: рост превысил 2,2 раза. Если за шесть месяцев мы поставили туда 116 тысяч тонн продукции (в основном это пшеница, сульфат и карбонат бария, мука, асбест, макаронные изделия, хлориды, арматура), то за январь-июль нынешнего года уже – 253 тыс. тонн. Вместе с тем, Казахстан в Туркменистан начал поставлять удобрения азотные, картофель, семена подсолнечника, соли фосфорных кислот и оборудование для термической обработки материалов. В денежном выражении – это 32,2 и 66 млн долл. соответственно.

Хорошие показатели роста и с Узбекистаном: с 935 млн долл. до 1,164 млрд долл. Наш экспорт в Китай вырос с 3,1 до 4,6 млрд долл. Причем и в том, и в другом случае отмечен рост физических объемов экспорта.



Новости партнеров