Вахид МАСУДОВ: «В мое время альтернативы стадиону не было»

Известному казахстанскому футболисту «Кайрата» советской эпохи 10 октября исполнилось 60 лет. После завершения карьеры игрока Масудов стал тренером и успешно работал в «Кайрате», «Елимае», «Таразе», «Шахтере». В начале нулевых годов – был тренером сборной Казахстана.
Редакция "Литер"

ДЯДЯ ЯША ПРЕДСКАЗАЛ СУДЬБУ

Путь каждого мальчишки начинается, как правило, с уличного футбола. Вахид Масудов – не исключение. В дни школьных каникул с утра до вечера мальчуган пропадал на стадионе. И даже сосед, дядя Яша, всегда при встрече говорил его матери: «Из вашего сына вырастет хороший футболист». И он оказался прав.

«Сегодня можно позавидовать ребятне – хочешь заниматься спортом, пожалуйста. Есть все возможности».


– Правда, – улыбаясь, рассказывает Вахид Масудов, – не все складывалось так просто. Я гонял мяч даже со взрослыми, но на секцию попал не с первого раза. Пришли с друзьями записываться в секцию в ДЮСШ. Но буквально через пару недель состоялись соревнования среди школ города Джамбула, и наша команда очень удачно выступила на них. Я попал в поле зрения тренеров ДЮСШ. В старшей группе занимались еще никому неизвестные Сеильда Байшаков и Ваит Талгаев. С этого момента, можно сказать, и началась моя футбольная биография. И, в первую очередь, мне повезло в том, что я родился в южном городе, где футбол был в почете круглый год.

Сегодня, спустя многие годы, хочу сказать, что у каждого поколения – свои пути становления. Нам, мальчишкам восьмидесятых, как мне кажется, кроме стадиона и идти-то было некуда. В то время не было компьютеров и других развлечений, и нам оставалось одно: шлифовать свое мастерство на футбольном поле. Были и праздники. Для меня – это подарки в виде мяча и спортивной формы. Огорчались, когда изнашивались кеды, рвались футболки. Где-то родители помогали, где-то сами месяцами копили копейки, выданные для поддержки организма или на кино, и приобретали спортинвентарь. Сегодня – другое дело. Можно позавидовать ребятне – хочешь заниматься спортом, пожалуйста. Есть все возможности.


Футбольная школа Джамбула пригодилась в дальнейшей моей жизни. Я завоевал место в сборной Казахстан в своем возрасте. Участвовал не только в республиканских соревнованиях, но и во всесоюзных. В этот период становления я обрел много новых друзей: в одной команде со мной играли Евстафий Пехлеваниди, Саша Борисов, Сергей Стукашов. Затем мы все были призваны в состав «Кайрата». Но это случилось чуть позже. Сначала пришлось мне выступать за джамбульский «Химик», узбекский «Хорезм» и кызылординский «Мелиоратор». В одном из матчей я забил гол. Оказывается, за мной пристально наблюдал кайратовский наставник Котляров. Он и сказал, что руководство команды, в том числе и Игорь Семенович Волчок, заинтересованы в твоем переходе в главную дружину республики. Ну, кто тогда из мальчишек не бредил «Кайратом»? Так, в конце 1979 года, я, как и Тимка Иксанов, Пеха (Пехлеваниди) и другие перспективные ребята, оказались в Алма-Ате.

ВЫБИЛА ТРАВМА

С его именем связаны славные страницы казахстанского футбола. Начинал в родном Джамбуле. Был призван в «Кайрат». А оттуда дорога лежала на Москву. Это Эдуард Малофеев пригласил его на сборы сборной СССР. Но так получилось, что наш земляк так и не сыграл ни одного официального матча за главную команду страны. Хотя вероятность была очень большая. Но в составе сборной он свой гол, все-таки, забил.

«Успех приходит не сразу – важны традиции».


– Тогда, – рассказал сам Масудов, – команда Советского Союза вела подготовку к отборочным матчам чемпионата мира. Приглашение в состав главной команды страны для меня было полной неожиданностью. Тогдашний наставник советских футболистов Эдуард Малофеев вызвал на смотрины и меня. Не знал я, что он имел на меня, как выяснилось в последствие, какие-то виды. Об этом расскажу позже.

Знаете, приятно было, что я являюсь кандидатом в сборную страны. Тем более еще мальчишкой мечтал увидеть Швейцарию. А представители этой страны были как раз в нашей группе. Но вызов еще не гарантировал место в основе. Надо было доказать, что ты достоен носить футболку главной сборной. Вот я и старался на тренировках работать с полной отдачей сил. Потом был тот злополучный матч, который выбил меня из футбола практически на полгода. Мы играли двустороннюю игру. Все складывалось нормально, я смог даже забить гол. Но и противник, в лице киевлянина Бессонова, ответил тем же. В одном из эпизодов мы столкнулись с Олегом Блохиным. Считаю, что злого умысла в этом не было. Я сам пошел в подкат и повредил связки. Всю серьезность травмы осознал уже в кабинете врача. Известный футбольный специалист скажет: «Все парень. Завязывай с футболом»

Думал, что это так. Но я духом не падал. Готовил себя к тренерской деятельности. Тем более, я уже потихоньку вел конспекты. Однако через полгода почувствовал, что у меня здоровье в порядке. Попробовал начать тренировки. Но обследоваться не мешало. И я отправился к травматологу Мышалову. Тот был удивлен, увидев меня в полном здравии.

«С такой травмой один из тысячи восстанавливается», – сказал он.


Как раз это было в межсезонье. Весь второй круг я потратил на восстановление.


Новости партнеров