Жительница села Боголюбово Кызылжарского района СКО Ирина Фадина – мать троих детей, младшему из которых – 9, а старшему – 25. В 2016 году она круто изменила свою жизнь, взяв на воспитание еще четырех детей из детского дома, трое из которых – родные сестры, причем младшая – инвалид.
Кто знает, что движет такими людьми? Ирина говорит, что всегда думала приютить какого-нибудь сироту, просто потому, что было жалко. Дом у нее большой, муж работящий, как и она сама, дети выросли. К тому же судьба трех сестер, мать которых отправили на принудительное лечение от алкоголизма, могла тронуть и более черствое сердце.
– На младшую вообще без слез не глянешь, – рассказывает Ирина, – У девочки было врожденное увечье, ножка вывернута пяточкой вперед. Поэтому в Полудинском детском доме четырехлетнему ребенку не разрешали ходить, ведь она все время падала, а за синяки ругали воспитателей.
Сколько сил душевных и физических, сколько времени пришлось посвятить, чтобы поставить эту малышку на ножки, знает только приемная мама. Пришлось не просто бегать по больницам, когда готовили девочку к операции, но и платить за все анализы, потому что иначе могли «проморгать» квоту. Ребенку сделали три операции и проблему с ногами решили.
Между тем, в Боголюбово считали, что Фадины взяли детей ради денег. Мать большого семейства тогда «разбогатела» на 92 тысячи тенге (на каждого сироту дают по 24 тысячи ежемесячно на содержание) и 52 тысячи заработной платы. Но «сиротские» приемные родители решили не тратить, а откладывать на счет детей, как у нас принято, на «черный день». Он наступил, когда родительница сирот, закончив курс лечения в ЛТП, вернулась домой и, как рассказывает Ирина, на беду, увидела в «Одноклассниках» фото своих дочерей в составе большого семейства.
– Я просила ее не трогать детей, и алиментов мне от нее не нужно, но она не согласилась. В суд я ехала спокойно, не думала даже, что ей присудят девочек, а случилось именно так. Теперь дети живут снова никак, мне старшая звонит, жалуется. «Сиротские», которые накопились на счету, она сразу пропила. А когда узнала, что старшая мне жалуется, вообще избила ее, – поделилась Ирина.
Она до сих пор болеет душой, особенно за младшую. Девочке нужно продолжать лечение, у нее еще букет болезней, но родительница вряд ли будет этим заниматься.
Чтобы не отобрали приемного мальчика, который ходит в 3 класс, (ведь в семейном детдоме должно быть не менее 4 приемных деток) Фадины взяли еще четверых сирот, на этот раз из Соколовского детского дома. И что интересно, «проблемные» дети, которые учились в коррекционных школах, попав в эту семью, стали обычными как в первом, так и во втором случаях. Не отличниками, «середнячками», но зато в обычных общеобразовательных школах.
Голодным в семье у Фадиных никто никогда не был, они всю жизнь держали хозяйство. Но чтобы всех одеть-обуть достойно, купить всем школьные принадлежности многодетной семье денег не хватало. Так что, можно сказать, именно дети вдохновили Ирину стать бизнесвумен. Дело она выбрала по себе: всю жизнь доила коров, держала кур и прочую живность, так что идея стать хозяйкой небольшой фермы была вполне достижимой тем более, что таким инициативам у нас оказывают хорошую государственную поддержку.
– Узнала о проекте «Бастау бизнес» и в прошлом году прошла обучение. Потом получила льготное финансирование в АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» – 1 миллион 200 тысяч тенге под 6% годовых. Для этого пришлось рискнуть и заложить дом. На полученные деньги купила 4 коровы, еще у нас было своих 5. Также мне дали грант 252 500 тенге. Купила на эти деньги небольшую сыроварню, маслобойку и сепаратор, – рассказывает Ирина историю своего успеха.
Сыр, брынзу, сметану, творог, молоко они отвозят в Петропавловск, где уже сложился круг постоянных покупателей, и себе остается достаточно. Основам бизнеса по программе «Бастау бизнес» решили поучиться и муж, и сын Фадины.
Сегодня муж производит гранулированные корма для скота и птицы, а сын делает сетку-рабицу. Продукция востребована в селе.
На Форуме работающих женщин, который прошел в сентябре в Петропавловске, приняла участие и Ирина Фадина. Говорит, многие интересовались, как ей удается сочетать материнство с бизнесом. Ведь детей не 2, не 3, а целых 8! «Когда вы спите?» – интересовались у многодетной предпринимательницы делегаты форума. Она смеялась – ночью!
– Папа у нас раньше всех встает, в 5 часов и идет доить коров аппаратом, и потом целый день крутится по хозяйству. Еще он у нас работает шофером. Вечером просто падает от усталости. А я позже всех ложусь. Вечером, когда все помылись и улеглись, я начинаю крутить салаты, компоты и заниматься прочими делами, которые лучше делать, когда никто не мешает. Я очень люблю печь, пеку пироги, пирожки, торты и вообще занимаюсь домом, – рассказывает Ирина о распорядке дня.
Свои обязанности есть и у каждого ребенка в семье. Дети смотрят за птицей, кроликами, моют посуду, пол, никто, по словам многодетной мамы, не лентяйничает. Даже самый маленький, девятилетний, у которого на все аллергия, – и на пыль, и на цвет, – лезет помогать, потому что все работают.
– Когда детей много, они друг за другом смотрят. Мы находим время, чтобы телевизор посмотреть, отдохнуть. В воскресенье у нас вообще законный выходной. И в обед можем часок прикорнуть. Дети понимают – мама с папой не высыпаются и сами между собой договариваются: давайте пойдем играть на улицу. И вообще они так хороводятся, как будто всю жизнь вместе жили. В школе одну нашу девочку стали детдомовской обзывать, так остальные отпор дали. Сразу у всех аппетит пропал связываться, – смеется Ирина Фадина.
Весной они планируют поставить теплицу, еще прикупили соседний дом, хотят там открыть что-то вроде пельменного цеха. В общем, работы много.
– Вот, говорят, безработные у нас есть, помогать им надо, потому что малоимущие. А кто эти малоимущие? Они без рук или без ног? Нет, такие же, как я. И почему они без работы? Работа есть всегда, если хочешь работать. Я понимаю, если человек оказался в трудной жизненной ситуации, получил увечье или женщина родила ребенка, а муж ее с младенцем оставил, или дети остались сиротами. Они нуждаются в помощи, потому что не могут работать, и я им готова помочь. А если это обычные здоровые люди, то чем они от меня отличаются? Они просто ленивые! Вот в деревне говорили: им хорошо, им корову дали. И вы берите! Никто не запрещает, государство помогает. И я еще подскажу, куда надо обратиться. Пусть все живут хорошо, – говорит Ирина Фадина