Ничего не меняется: уголь скупают и продают в два раза дороже

К такому выводу пришел депутат Мажилиса Парламента РК, председатель Комитета партийного контроля партии «Nur Otan» Павел Казанцев.
Оксана Давыдова

Он говорит, что, несмотря на все усилия Правительства, уголь для потребителей доступнее не стал. Механизма контроля за перекупщиками так и нет.

«СИТО» ПОСРЕДНИКОВ

Вопросу поставок угля для населения и его стоимости уделяют повышенное внимание, тем более начался отопительный сезон. На страницах газеты «ЛИТЕР» эта тема поднималась неоднократно. Однако проблема с перекупщиками, как была, так и осталась, и, судя по ситуации, ее еще не скоро решат. На пленарном заседании Мажилиса Парламента РК член фракции партии «Nur Otan» Павел Казанцев, обращаясь с депутатским запросом к министру национальной экономики РК Руслану Даленову, заявил, что, как ни бились над тем, чтоб людям организовали поставки угля без посредников, так из этого ничего и не вышло.

Он напомнил, что два года назад депутаты уже направляли запрос в МНЭ. Они требовали разобраться в механизме формирования цен на коммунально-бытовой уголь и ответить на вопрос, почему на угольном разрезе товар стоит 3,5-5 тысяч тенге за тонну, а, пройдя через «сито» посредников, конечному потребителю реализуется по цене 14-22 тысячи тенге за тонну.

– Министерством были инициированы соответствующие расследования, которые подтвердили, что в схеме поставок угля от недропользователей до коммунально-бытовых потребителей задействована многоуровневая посредническая структура, а между угледобывающими компаниями и оптовыми поставщиками угля существует ценовой сговор, – констатировал парламентарий.


А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ

По его словам, все эти факторы и являются причиной высоких цен на уголь. По итогам этих расследований за 2017-2018 годы к ответственности за ценовой сговор привлечены 49 поставщиков угля и одна угледобывающая компания, общая сумма штрафов составила 338 млн тенге. Наряду с этим, как пояснил Павел Казанцев, Правительством РК был предпринят ряд мер по недопущению ценового сговора и устранению непродуктивных посредников в цепочке поставок. Торговлю углем передали биржам. Казалось бы, теперь все будет прозрачно и справедливо. Но как бы не так. Мажилисмен говорит, что формально созданы все условия для того, чтобы ценообразование происходило рыночным путем.

– Однако от перемены мест, слагаемых сумма не изменилась – воз и ныне там. Цена на уголь продолжает формироваться под воздействием посреднических структур, теперь в том числе и на самой товарной бирже. Комитет по защите и развитию конкуренции РК, анализируя рынок угля, привел пример торговли на бирже, когда за секунду с участием только одного брокера шесть компаний скупили без остатка 566 тысяч тонн угля, что вряд ли возможно без предварительной договоренности между ними, – полагает он.


Новости партнеров