Экспедиция «От ледников до Арала»

Экспедиция было организована с целью привлечения внимания к проблемам экологии на Арале.
Данил Утюпин

Центральная Азия, куда входит Казахстан, является регионом, где вопросы водоснабжения и водосбережения играют исключительно важную, стратегическую роль. В условиях роста населения, водопотребления и урбанизации, с одной стороны, и глобального потепления, с другой, водный вопрос с каждым годом становится все более острым.

Казахстан, как и его соседи, в недавнем прошлом пережил страшнейшую водно-экологическую катастрофу – гибель Аральского моря. Это событие превратило некогда процветающий край в депрессивную зону, откуда начали массово уезжать люди. Исчезновение Арала явилось результатом хищнического, потребительского отношения к природе, стремления к получению быст­рой экономической выгоды и нежелания учитывать долговременные последствия своих действий.

Последствия аральской катастрофы сказываются до сих пор. При этом потребительское отношение к природе, включая водные богатства, никуда не делось. Многие водоемы деградируют вследствие усиленного водозабора, вырубки зеленых насаждений и застройки приб­режных зон, загрязнения промышленными и бытовыми отходами. Это относится и к Балхашу, и к Каспию, и к Иртышу, и к Или, и к многим другим, включая небольшие речки и пруды в городах.

В связи с этим необходимо уделять все больше внимания данной тематике на самых разных уровнях (от международного до муниципального) и в самых разных секторах (экономика, энергетика, здравоохранение, сельское хозяйство, образование, наука и культура). Летом прошлого года Казахстанско-Немецкий университет (КНУ) при поддержке Регионального экологического центра Центральной Азии, Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству (SDC) и Международного фонда спасения Арала (МФСА) организовал молодежную научную экспедицию «От ледников до Арала», приуроченную к 25-летию МФСА. Она длилась 21 день, а протяженность маршрута сос­тавила 6 тысяч километров. В ней приняли участие исследователи и журналисты из стран Центральной Азии и зарубежные эксперты, которые стартовали с горной вершины Туюксу и, миновав Памир, Ферганскую долину и другие земли, достигли района Аральского моря.

Автор идеи экспедиции – Барбара Януш-Павлетта, руководитель магистерской программы «Интегрированное управление водными ресурсами» при КНУ, рассказала, что маршрут был составлен с таким расчетом, чтобы люди смогли воочию увидеть, как зарождается и движется вод­ный поток через Центральную Азию, какое влияние он оказывает на различные ландшафты и экосистемы, на хозяйство, быт и культуру местных жителей.

Экспедиция прошла удачно, участники получили много ярких впечатлений и собрали много полезных сведений для своих научных работ или пуб­ликаций в прессе. Был снят демонстрационный короткомет­ражный фильм об экспедиции «Glaciers2Aral». Это подтолкнуло организаторов к подготовке следующей экспедиции. Недавно в КНУ прошла встреча, где участники экспедиции обсудили ее итоги, а также посмотрели два очень интересных фильма, посвященных жизни людей в Аральском регионе после катастрофы – картину Екатерины Суворовой «Завтра море» и творение Асылхана Мамашулы «Старик и море». Они посвящены людям, которые любят свой край и в неблагоприятных обстоятельствах пытаются не просто выжить, но улучшить эту землю, – опресняют воду, разбивают сады и огороды среди песков, проводят научные исследования, ловят рыбу в Малом Арале, который стал возможен благодаря Кокаральской плотине. К сожалению, в ней не был предусмотрен рыбопроход и много рыбы погибает из-за того что не может двигаться дальше, но жители надеются, что однажды это исправят.

Несмотря на суровые условия, Аральский регион очень популярен у иностранных туристов, которые со всего света прибывают сюда на поездах, машинах, мотоциклах и даже велосипедах. Многие признаются, что их сюда манят образы заб­рошенных кораблей в пус­тыне, в тени которых отдыхают верблюды. Благодаря туристам у части местных жителей появилась возможность зарабатывать деньги и в целом жить более интересно, регулярно общаясь с иностранцами. И поэтому было сложно поверить в то, что эти самые корабли сами местные жители с позволения властей усиленно растаскивают на металлолом! Говорят, скоро от них совсем ничего не останется.


Вот типичный образец того самого близорукого, безответственного отношения, которое когда-то убило Арал: ради краткосрочной выгоды уничтожать объекты исторического наследия, уникальные символы региона, благодаря которым Арал знают во всем мире. Хотелось бы, чтобы власти как можно скорее приняли меры и оградили то, что еще осталось.


Новости партнеров