Значимость "сырьевой иглы" для экономики Казахстана не снижается

Экономика Казахстана демонстрирует завидную устойчивость на фоне замедления деловой активности в ведущих экономиках мира, считают эксперты сегодня.
Раушан Джапарова

Нефтегазовые доходы в Казахстане имеют огромное влияние на бюджет. Однако многолетние попытки государства снизить зависимость от сырьевой конъюнктуры пока не приносят желаемых результатов, констатируют эксперты и политики специально для Liter.kz.

Резервы для развития можно искать, в частности, в транспортно-логистической, туристической отраслях или аграрного сектора. Также экономике страны необходим более жесткий контроль государственных вливании и структурные преобразования

Главный аналитик инвестиционной компании Halyk Finance Асан Курманбеков считает, что ВВП станы до сих пор существенно зависит от нефтяной отрасли, которая остается локомотивом экономического роста Казахстана.

«Рост экономики ускорился до 4,4% г/г (год к году) во втором квартале этого года, несмотря на более низкие цены на нефть и сокращение нефтедобычи, при этом налоговые поступления демонстрировали двузначные темпы роста, что способствовало поддержанию относительной устойчивости госбюджета. Расширение ненефтяного дефицита госбюджета, по нашему прогнозу, на 1-процентный пункт до 8,4% от ВВП в текущем году, свидетельствует о том, что большие расходы бюджета пока не трансформируются в устойчивые структурные изменения в экономике, в свою очередь, зависимость госбюджета от нефтяной отрасли сохраняется на высоком уровне», - считает аналитик.

Глава государства Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства в июле этого года также указал на то, что за годы индустриализации введено 1250 новых предприятий, создано более 120 тысяч рабочих мест.

Программа позволила сохранить долю обрабатывающего сектора в экономике и создать новые производства, которых ранее не было в Казахстане. Однако, на самом деле ситуация выглядит не столь радужной, – внешняя и внутренняя конкурентоспособность казахстанских отраслей остается невысокой, отметил тогда Токаев.

"В глобальном индексе экономической сложности 2017 года Казахстан занимает только 81 место из 133 стран. Поэтому важно не только увеличивать объемы, но и "усложнять" корзину производимых и экспортируемых товаров. Кроме того, не меняется структура отечественного экспорта. Более 70% составляет продукция добывающей промышленности", - сказал глава государства.

При этом только 14% экспорта обрабатывающей промышленности (это 2,2 млрд долларов из 15,7 млрд долларов) относится к товарам высокого передела.

Токаев напомнил, что в этом году по поручению Елбасы на поддержку отечественных экспортеров выделено 500 млрд тенге. По состоянию на лето этого года, на эти цели направлено всего 70 млрд тенге.

«Мы создали министерство торговли и интеграции. Новому министерству необходимо системно и рационально подойти к выстраиванию торговой политики, разработать комплекс эффективных мер по развитию отечественного экспорта, поиску новых и расширению действующих рынков сбыта. Особого внимания требует усиление переговорных позиций в интеграционных процессах. Без расширения рынков сбыта качественные инвесторы к нам не придут. Я жду от правительства и особенно нового министерства торговли и интеграции конкретных предложений и результатов», - сказал Токаев.

Аналитик Halyk Finance отмечает, что ситуация с государственным бюджетом в первом полугодии 2019 года отражает положительное изменение динамики основных показателей – двузначный рост инвестиций, хороший рост оборота торговли, низкий и сокращающийся уровень безработицы при относительно устойчивом росте экономики выше 4% с 2017 года. Нельзя не упомянуть о состоявшихся в первой половине года внеочередных выборах президента, вполне логично, что такое событие сопровождается масштабным расширением государственных расходов, в особенности ориентированных на повышение благосостояния населения, что стимулирует внутреннее потребление, считает аналитик.

Общий размер дополнительного пакета мер экономического стимулирования на три года превышает 2,3 трлн тенге или почти 4% от ВВП 2018 года, подсчитала инвестиционная компания.

В результате, меры социальной поддержки, в частности - сокращение ИПН для людей с низкими зарплатами, привело к небольшому снижению темпов поступлений по данному налогу в начале текущего года, которое выправилось во втором квартале, тогда как поступления по налогам от корпоративного сектора заметно повысились, а общий сбор налогов происходил в рамках общеэкономической положительной динамики. Инвесткомпания также отмечает, что ослабление нацвалюты также сыграло позитивную роль для госфинансов при высокой доле доходов от внешних операций и пока еще невысокой доли внешних обязательств.

"Экономика Казахстана демонстрирует завидную устойчивость на фоне замедления деловой активности в ведущих экономиках мира. Ее рост ускорился во втором квартале до 4,4% г/г с 3,8% г/г в первом квартале, получая подпитку за счет мощного фискального стимула и быстрого повышения инвестиций второй год подряд, что в конечном итоге выражается в двузначных темпах роста налоговых поступлений. Дефицит госбюджета в первом полугодии 2019 года был несколько выше аналогичного периода прошлого года, однако учитывая расширение затратной части примерно на 2 трлн тенге в текущем году, ситуация с бюджетом развивается в контролируемых пределах», - говорится в сообщении инвесткомпании.

Также отмечается, что ненефтяные доходы в первом полугодии впервые за последние три года немного обогнали поступления нефтяных доходов (14% г/г против 13% г/г) и, кроме того, были выше своих предыдущих значений, что подтверждает тезис об улучшении состояния экономики.

“Тем не менее, доля нефтяных доходов пока не изменилась и соответствует 35% от совокупных доходов бюджета. На волне увеличения бюджетных расходов на антикризисные и имиджевые проекты, расходы госбюджета на обслуживание долга растут опережающими темпами, демонстрируя троекратный рост за последние пять лет (в 1,8 раз быстрее остальных расходов госбюджета), чему поспособствовала опора на внешние валютные займы и непрерывное ослабление тенге со второго квартала 2018 года. Попытки снизить ненефтяной дефицит пока ни к чему не привели, в текущем году его размер, по нашей оценке, может вновь увеличиться до 8,4% от ВВП с 7,4% в 2018 году", - говорится в аналитической записке Асана Курманбекова из Halyk Finance.

Для справки, средства Национального фонда, в котором копятся сверхдоходы от продажи сырья, по состоянию на конец сентябрь 2019 года составили 59,373 млрд долларов.

"Проблема видится в том, что государство, пытаясь повысить роль несырьевого сектора, увеличивает госрасходы на эти цели без должного внимания к эффективности затрат, как следствие, структура экономики не меняется, и бюджет остается глубоко несбалансированным, что вызывает значительные расходы средств Национального фонда», - добавил аналитик.

Новости партнеров