Вузы перед проверками от министерства всячески пытаются скрыть нарушения: массово отчисляют студентов, представляют документы преподавателей, которые работают в других институтах. Чтобы не допускать таких нарушений, Министерство образования и науки хочет пересмотреть порядок организации проверок, передает Liter.kz.
Совместным приказом Министерства образования и науки, а также Министерства национальной экономики был утвержден новый проверочный лист для организации проверок. Об этом 23 февраля на встрече с руководителями вузов сказала председатель комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки МОН РК Гулзат Кобенова.
«Вы все жаловались, что старый проверочный лист состоит из множества пунктов. Теперь проверочный лист состоит не из 105 пунктов, как ранее, а из 46. Проверка будет осуществляться не только на соблюдение норм законодательства, но и на качество обучения. Будет проводиться срез знаний студентов, а также опрос обучающихся, профессорско-преподавательского состава и работодателей. Их результаты позволят сделать выводы о качестве обучения и уровне удовлетворенности качеством организации и проведения образовательного процесса в вузе», - пояснила она.
Профилактический же контроль будут проводиться в соответствии с Предпринимательским кодексом. Источником определения степени оценки риска в этом случае являются данные информационных систем, которые заполняют сами вузы, а также материалы уполномоченных органов и организаций, обращения физических и юридических лиц.
«Что мы видим по результатам проверок? Вузы накануне делают все, чтобы нарушения не были выявлены. Есть примеры, когда одним приказом вуз сразу отчислил до 800 студентов, а после окончания проверки эти студенты вновь были зачислены. Кого обманываем? Либо увеличивают контингент студентов за счет переведенных из зарубежных вузов. Если на начало учебного года поступает, к примеру, 30 человек, то в зимний период через перевод приходят до 500 человек. Есть факты, когда представляли документы преподавателей, которые являются сотрудниками других вузов. Свыше 25% образовательных программ возвращаются на доработку. Вузы допускают дублирование содержания образовательных программ, изменив лишь названия программ или дисциплин. Порой в содержании встречаются названия соседних стран. Просто компиляция», - сказала специалист.
Отдельные вузы, отметила она, закрыли учебные корпуса, ссылаясь на дистанционное обучение. Тем самым они не обеспечивают доступ ни к руководству вуза, ни к канцелярии.
Она также сообщила, что от работодателей поступают предложения по усилению требований к подготовке юристов, врачей, архитекторов и строителей. В этой связи МОН предлагает установить требования к профессиональному опыту преподавателей, их квалификации, базам практики, наличию специализированных учебных кабинетов и информационных программных баз.
23 февраля министр образования и науки Асхат Аймагамбетов назвал основные проблемы образования в Казахстане.