Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 488.11  530.09  5.01

Казахстан в ОДКБ: Взаимодействие во имя безопасности

Казахстан – один из самых активных участников Организации Договора о коллективной безопасности.
09.03.2021, 12:34
Казахстан в ОДКБ: Взаимодействие во имя безопасности

После развала Советского Союза только благодаря отдельным политическим лидерам, в авангарде которых был Нурсултан Назарбаев, бушевавшую в то время на территории СНГ «стихию» удалось в целом удержать в русле политического и юридического процесса. Более того, в тот момент, когда многие бывшие союзные республики пребывали в «эйфории независимости», опытные политики реально оценивали вставшие перед ними политические, экономические, социальные вызовы, объединенные в одну общую проблему – проблему безопасности. СНГ, ЕврАзЭС (затем ЕАЭС), СВМДА, ШОС – все это, по сути, инструменты коллективной безопасности, созданные в 90-х годах. Таковой, безусловно, является и Организация Договора о коллективной безопасности – ОДКБ.

«Как раз ОДКБ после развала Советского Союза создавался как Договор о коллективной безопасности. Организация ничего общего не имела с идеологическими противостояниями, с политическими, как во время холодной войны, – Варшавский договор, НАТО и так далее. Мы были далеки от таких желаний, мы хотели тот хаос, который возник после распада СССР, вместе коллективно удержать для того, чтобы государства самостоятельно развивались, укрепилась независимость, территориальная целостность, и бороться со всеми угрозами, – вспоминал в одном из интервью Нурсултан Назарбаев. – Я был одним из инициаторов такого создания. Кто хотел, в этом участвовал, кто не хотел – не участвовал. Ну а в целом Договор о коллективной безопасности полезен всем его участникам. Во-первых, это общий щит, который позволил членам ОДКБ мирно развиваться. Постепенно мы создали общую оборону воздушную для всех государств. Создавали общие коллективные силы для обучения сил коллективной безопасности, для борьбы с вызовами, которые сегодня есть. И за это время случилось большое событие – мы до 2025 года выработали стратегию, то есть на 10 лет вперед создан план действий. Это большое достижение для ОДКБ. Считаю, что все члены, участвующие в этой организации, понимают, что это необходимо для всех для нас».

Организация состоялась

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) была создана путем подписания 15 мая 1992 года в Ташкенте соответствующего договора (ДКБ) шестью бывшими советскими республиками – Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. Позже к договору присоединились Грузия (9 сентября 1993 г.), Азербайджан (24 сентября 1993 г.), Беларусь (31 декабря 1993 г.).

У ОДКБ был и остается статус региональной международной организации. Неизменными являются и цели ее деятельности – укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.

Примечательно, что Договор вступил в силу только в апреле 1994 года и был рассчитан на пять лет, но допускал продление. Однако, когда в 1999 году встал вопрос о продлении ДКБ на следующие пять лет, этого не сделали по разным обстоятельствам Азербайджан, Грузия и Узбекистан, ставшие участниками другого регионального объединения - ГУАМ.

На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию – Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, подписанные и ратифицированные всеми государствами-членами ОДКБ, вступили в силу 18 сентября 2003 года, а спустя год Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении ОДКБ статуса наблюдателя в Генассамблее ООН. Таким образом, ДКБ окончательно перестала быть частью правовой системы СНГ, став главным элементом нового механизма международной безопасности.

В 2009 году в истории ОДКБ произошло одно важное событие – было одобрено создание Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Согласно подписанному документу, КСОР будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

КСОР были задуманы как очередной, более глубокий этап военно-тактической интеграции в рамках блока по сравнению с действовавшими до этого Коллективными силами быстрого реагирования. Военное сотрудничество стало носить более интенсивный характер. К примеру, ежегодно участники договора проводят совместные учения. При этом подчеркивается, что Коллективные силы призваны также бороться с «транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, участвовать в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Так, в рамках ОДКБ функционируют несколько войсковых группировок, состоящих из десантных бригад и полков, подразделений спецслужб и правоохранительных органов, а также отрядов МЧС. В 2013-2014 годах в структуре блока появились объединения, которые специализируются на борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Также в рамках ОДКБ функционируют Коллективные миротворческие силы, которые однако так и не получили мандата от ООН на проведение миротворческих операций за пределами стран-участниц договора.

Ежегодно КСОР отрабатывают задачи в ходе учения «Взаимодействие», оттачивают навыки на маневрах «Рубеж», а миротворческие силы (состоят в основном из полицейских соединений) работают в рамках учений «Нерушимое братство».

Помимо этого, проводятся специальные учения с силами и средствами материально-технического обеспечения государств - членов ОДКБ – «Эшелон», с силами и средствами разведки – «Поиск», со стратегическими ядерными силами – «Гром», с формированиями сил специального назначения – «Кобальт».

Проводимые коллективными силами учения, а также профилактические операции являются серьезным сдерживающим фактором и демонстрацией намерений готовности Организации применить силу в случае необходимости. Выступая на одном из саммитов ОДКБ, Нурсултан Назарбаев, подводя промежуточные итоги деятельности договора, заявил, что «Организация Договора о коллективной безопасности состоялась как многопрофильная эффективная организация».

Елбасы напомнил, что много лет назад в целях обеспечения суверенитета постсоветских стран был подписан этот договор – «тогда единственным приоритетом был военно-политический вектор». Однако со временем спектр потенциальных угроз расширялся, что побудило усилить сотрудничество для противодействия этим угрозам, следствием чего стало создание многопрофильной Организации Договора о коллективной безопасности.

Ключевая роль

«Казахстан – один из самых активных участников Организации Договора о коллективной безопасности. Сама инициатива создания ОДКБ принадлежала, в том числе, Нурсултану Назарбаеву, и такие инициативы по нашей интеграционной деятельности, по коллективным усилиям в процессе обеспечения безопасности, постоянно исходили и исходят от руководства Казахстана», – отмечал в одном из интервью российский военный и государственный деятель Николай Бордюжа, занимавший должность генерального секретаря ОДКБ в 2003-2016 годах.

По его словам, именно по инициативе Казахстана в 2010 году было принято решение о направлениях развития военного сотрудничества, о формировании коллективных сил ОДКБ. Те наработки, которые в свое время были сделаны во взаимодействии с руководством Казахстана, с Министерством обороны РК, «сегодня являются нашей «настольной книгой» для того, чтобы по ним формировать действительно дееспособный и эффективный силовой потенциал».

«Могу выразить только полное удовлетворение тем, как мы взаимодействуем с силовыми и политическими структурами Казахстана, и тем, что Казахстан является генератором идей наших действий в сфере коллективной безопасности», – говорил Бордюжа.

Особую роль в создании системы коллективной безопасности он отводит Нурсултану Назарбаеву, который на собственном примере демонстрировал искусство государственного управления.

«Это великое благо, что Казахстан в свое время получил такого лидера, который по «лезвию бритвы» провел страну, не позволив ей скатиться в конфликты, в разборки с другими странами, в дележ активов, недвижимости, финансов, территорий, объектов промышленности и так далее. И то, что Казахстан в этот период времени столь бурно развивался и стал признанным лидером не только в экономике, но и в политике – заслуга Нурсултана Назарбаева», – подчеркивал бывший генсек ОДКБ.

Он также добавил, что не случайно, когда возникали какие-то сложные вопросы на всем постсоветском пространстве, первые звонки делались именно Первому Президенту Казахстана.

«За годы независимости Казахстан стал государством с очень стабильной политической системой, республикой, которой удалось избежать конфликтов на межнациональной и межрелигиозной почве, что очень важно. Мало какой из наших стран удалось уйти от таких неприятных явлений. Казахстану это удалось благодаря, прежде всего, своему Первому Президенту», – говорил Николай Бордюжа.

Преемственность политики безопасности

Вместе с тем Организация Договора о коллективной безопасности никогда не рассматривалась в качестве военного блока. Это международная региональная организация, которая занимается широким спектром проблем в области безопасности. Как отмечалось, в поле зрения ОДКБ, помимо военных угроз, находятся также вопросы противодействия международному терроризму, наркобизнесу, нелегальной миграции, транснациональной организованной преступности, коллективное реагирование на чрезвычайные ситуации, гуманитарные катастрофы, спектр угроз в информационной сфере, борьба с киберпреступностью. Это реальные конкретные алгоритмы коллективного реагирования на потенциальные вызовы и угрозы.

Организация Договора о коллективной безопасности, будучи гарантом интересов государств, существующих на постсоветском пространстве, по сути является одним из ключевых элементов в обеспечении региональной безопасности. В условиях непрекращающихся конфликтов, перехода многих стран в форму открытой конфронтации, многочисленных террористических актов ОДКБ должна и может стать реальным инструментом влияния в Евразии.

В настоящее время главной угрозой стабильности не только в регионе, но и в глобальном формате выступают вопросы, связанные с террористической деятельностью. Весь силовой потенциал ОДКБ сосредоточен на том, чтобы не допустить попыток вооруженным путем дестабилизировать обстановку в наших странах. Именно для этого и были созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), Коллективные силы быстрого развертывания в Центрально-Азиатском регионе, Силы специального назначения и Миротворческие силы.

Важнейшая миссия ОДКБ – политическое сотрудничество, координация внешнеполитической деятельности, возможность на коллективной основе согласовывать позиции и отстаивать их на международной арене. Это исключительно важно, когда каждое государство чувствует рядом локоть страны-партнера и может настойчиво защищать свои национальные интересы. Одним из таких примеров является заявление Глав государств о необходимости придания проблеме незаконного оборота наркотиков из Афганистана статуса угрозы международной безопасности и стабильности. Реализация этого заявления позволила бы на совершенно ином качественном уровне противодействовать и посеву, и переброске наркотиков за пределы Афганистана.

Даже несмотря на то, что решение ООН по этой инициативе пока не было принято, это стало иллюстрацией того, что ОДКБ готово прорабатывать и формулировать серьезные совместные заявления, которые дают адекватные оценки и региональным, и глобальным проблемам безопасности.

В 2018 году Казахстан председательствовал в ОДКБ. «При активной и всесторонней поддержке государств-членов приоритеты Казахстана в председательствовании были успешно реализованы», – заявил Нурсултан Назарбаев по итогам года, выступая на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в расширенном составе, которая прошла в столице нашего государства.

Елбасы, в частности, отметил, что на плановой основе в военной сфере была завершена деятельность по реформированию объединенного штаба ОДКБ и подготовке к полноценному функционированию Центра кризисного реагирования ОДКБ. На заседании межгосударственной комиссии ОДКБ по военно-техническому сотрудничеству также создан Координационный совет по стандартизации вооружения и военной техники. Кроме того, было рассказано об итогах учений «Боевое братство-2018», проведенных на территории Кыргызстана. Нурсултан Абишевич тогда подчеркнул, что за период председательства реализована инициатива Казахстана о принятии Универсального кодекса поведения по достижению мира, свободного от терроризма, который одобрили более 70 стран.

«Казахстан рассматривает ОДКБ в качестве авторитетной и эффективной структуры», – резюмировал свое выступление Первый Президент РК.

На последнем пока что мероприятии ОДКБ с участием Глав государств присутствовал уже Президент Касым-Жомарт Токаев, который подтвердил преемственность Казахстана в деле усиления коллективной безопасности. Очередная сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ с учетом пандемии коронавируса проходила в формате видеоконференции.

Говоря о текущей ситуации в области региональной и глобальной безопасности, характеризующейся нарастанием конфликтного потенциала в межгосударственных отношениях, Касым-Жомарт Токаев высоко оценил роль посредничества Президента России Владимира Путина в прекращении военных действий в Нагорном Карабахе.

"Соглашение, достигнутое при самом активном участии России, на мой взгляд, является единственно верным решением в сложившейся критической ситуации, и это соглашение будет способствовать установлению долгосрочного мира в регионе. Это действительно историческое соглашение", – подчеркнул Президент Казахстана.

Глава государства высказал мнение, что продолжающиеся масштабные потрясения в мировой политике и экономике, вызванные пандемией коронавируса, усугубляются взаимными санкциями, ограничениями и торговыми войнами. Вызывает обеспокоенность рост новых глобальных вызовов и угроз, связанных с экстремизмом и терроризмом, наркобизнесом, кибербезопасностью, нелегальной миграцией. В этих условиях, как подчеркнул Президент, существенно возрастает роль ОДКБ в качестве действенного механизма межгосударственного взаимодействия во имя укрепления мира, обеспечения безопасности и стабильности в обширном регионе.

В завершение своего выступления Глава государства отметил, что участие в деятельности ОДКБ продолжает оставаться одним из приоритетных направлений внешней политики Казахстана.

"Отрадно, что ОДКБ стала заметным фактором международной политики и играет положительную роль в обеспечении безопасности на значительной части евразийского континента, – резюмировал Президент Казахстана. – Мы готовы, как и прежде, активно взаимодействовать с нашими партнерами в поисках эффективных решений по обеспечению мира, безопасности и процветания наших народов.

Новости партнеров
×