Депутат в Акмолинской области обратила внимание акимата на серьезные проблемы в образовании

Она указала на массу недоработок, особо отметив сельскую местность.
Редакция "Литер"

В Акмолинской области, как и в целом по стране, реализуется комплекс системных мер по развитию образования и науки. Еще в 2015 году республика приняла на себя обязательства по достижению Целей устойчивого развития Организации объединенных наций до 2030 года, в том числе четвертой Цели, которая предполагает обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрения возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.

Для ее достижения Государственная программа развития образования и науки РК на 2020-2025 годы определила основные направления:

обеспечение предшкольной подготовки;

модель 12-летнего школьного образования;

равный доступ к недорогому и качественному ТиПО и высшему образованию.

Планомерно, а главное, последовательно и поэтапно осуществляется переход на обновленное содержание образования, что сопряжено с определенными трудностями. Как мы знаем, большинство родителей да и самих педагогов сопротивлялись реформированию, ссылаясь на неприятие обновленки, возвращение к привычным методам обучения, однако жизнь доказывает необратимость перемен и их востребованность.

Наше общество по-прежнему проявляет неустанную заботу не только о качестве знаний учащихся, но и по обеспечению МТБ ежегодно вводимых в строй новых школ, дошкольных учреждений. На ура встречено педагогами области такое позитивное новшество, как переход государственных школ на подушевое финансирование, что позволяет рационально распределять средства и направлять их в нужном русле. (однако вопросы финансирования до конца не отработаны). Кстати, именно благодаря этому, администрации передовых школ региона стали выделять премии своим учителям и работникам школ, в том числе техперсоналу, обеспечивающему бесперебойную работу школьной инфраструктуры.

Для обеспечения более широкой доступности программ ТиПО с 2017 года реализуется проект "Бесплатное профессионально-техническое образование для всех". Замечу, что остается актуальным дефицит студенческого жилья в то время, как растет количество обучаемой молодежи, и соответственно, увеличивается потребность студентов колледжей, нуждающихся в общежитиях. Строительство четырех общежитий для колледжей в областном центре практически сорвано. Хотя, справедливости ради, следует отметить предпринятые радикальные меры по их строительству, предусмотренные планом мероприятий по реализации пяти социальных инициатив Президента РК за счет местного бюджета.

Однозначно, что социальный аспект проблемы требует повышенного внимания! Ведь именно молодежь есть и остается главным ресурсом страны, и рынок труда будет пополняться ею. Несмотря на ежегодный выпуск специалистов в области образования, сохраняется потребность в педагогических кадрах. А дефицит специалистов по таким предметам, как физика, математика, русский язык, логопед и педагог-психолог наводит на мысль, что привлечь и удержать на селе квалифицированных учителей – забота и местной исполнительной власти, призванной реально обеспечивать не на словах, а на деле высокий статус педагога, теперь уже законодательно закрепленный. Думаю, что нельзя исключать из этого вопроса и немаловажную роль учебных заведений - как высших, так и колледжей: и в вопросах качественного отбора из числа потенциальных студентов, качества привязанности их к своей будущей специальности, так и их конкретного трудоустройства по избранной специальности.

Важно осуществить реальное повышение статуса педагога. Ведь все, о чем мы сейчас говорим, напрямую зависит от учителей. Глава Государства поручил Правительству в целях привлечения квалифицированных кадров в систему образования увеличить заработную плату учителей в два раза в течение четырех лет. Считаю, что эти и другие меры позволят обеспечить должным образом повышение качества образования в стране. И поэтому меры по решению проблем в сфере развития педагогического потенциала региона должны быть адекватно исполнены.

Как констатирует Департамент полиции области, благодаря эффективной профилактике, проводимой сотрудниками правоохранительных органов, по итогам 2020 года по области не допущено роста преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Из материалов СМИ мы часто узнаем о вопиющих случаях избиения детей, их содержании в ненадлежащих условиях и о суицидах среди подростков. И в том числе наша область не исключение.

Так, анализ показывает: зарегистрированы факты совершения суицидов несовершеннолетними (девять завершенных, 19 попыток (4/24 – в 2019 году). Наибольшее количество суицидальных проявлений среди детей в 2020 году зарегистрировано в Кокшетау - девять случаев ( два з/суицида, семь попыток), четыре - в Целиноградском (один з/суицид, три попытки), три – в Жаркаинском(один з/суицид, две попытки), по два - в Степногорск (обе попытки), Зерендинском (обе попытки), Сандыктауском (один з/суицид, одна попытка), по одному - в Аккольском (з/суицид), Астраханском (з/суицид), Атбасарском (попытка), Буландынском (з/суицид), Бурабайскомрайоне (з/суицид), Коргалжынском (попытка).

Это трагедия для всех нас. Всем нам надо серьезно задуматься, почему дети идут на такой шаг. Разумеется, само время требует принципиально иного отношения к планированию и реализации воспитательной работы, более тщательных подходов в организации досуга. Молодежь нужно уметь заинтересовать, привлечь к общественно значимой активности, развивать ответственную гражданскую позицию патриота Казахстана.

Развитие инфраструктуры системы образования это, в первую очередь, сокращение числа аварийных, трехсменных организаций образования, решение вопросов, связанных с функционированием малокомплектных школ (далее - МКШ), обеспечение студентов общежитиями, а также потенциала цифровизации. Аварийные и трехсменные школы еще сохраняются. Остро стоит вопрос неизбывного дефицита ученических мест даже в областном центре в Кокшетау - 6 618?! В районах области иные школы требуют капитального ремонта, ведь только в Ерейментауском районе для капремонта пяти школам на ПСД нужны огромные средства.

Как депутат обращаю внимание местных исполнительных органов на необходимость проведения мониторинга технического состояния организаций образования и необходимой профилактической работы по предотвращению их аварийности.

Хотя все государственные общеобразовательные школы области 100%-но подключены к широкополосному Интернету, к образовательной платформе BilimLand и к единой информационной системе «Күнделік», в отдаленных селах скорость Интернета не всегда дает возможность в полной мере использовать интернет-ресурсы. Разве не об этом сегодня нас извещают соцсети? Поэтому продолжать работу по развитию цифровой инфраструктуры организаций образования (беспроводные коммуникации, облачные технологии, микросерверы, компьютеры и периферийное оборудование, локальная сеть, широкополосный доступ в Интернет и другое) – прямая обязанность местной власти. Лично меня крайне смущает низкая обеспеченность общеобразовательных школ спортивным инвентарем и оборудованием. А ведь мы призываем увеличивать охват школьников массовыми видами спорта. Как это возможно в условиях, когда даже не каждая сельская школа обеспечена сегодня спортивным залом.

Мы живем в суровом климате, где зима всегда и для всех испытание: давайте же обратим особое внимание, достаточно ли средств имеет сельская школа на приобретение инвентаря для занятий зимними видами спорт, могут ли дети кататься на коньках и лыжах, играть в хоккей, развивать силу воли и упорство, и, еще учась в школе, готовиться к службе в армии.

Будем думать, как нам сообща достичь поставленных задач, поставленных Программой: 100% охват детей от 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением, ликвидация трехсменного обучения, 100% обеспечение интернатами опорных школ сельской местности, создание условий для занятия физической культурой и спортом в школах, 100% обеспечение компьютерной техникой.

Достойный гражданин – это человек, обладающий суммой необходимых знаний, которые будут использованы на благо нашей Родины. Достойный гражданин – это патриот Казахстана! Мы в ответе за достойное образование и воспитание будущего поколения.

Наша достойная смена имеет право быть счастливой и свободной, обладая знаниями, уверенной в защите и предоставлении базовых норм на качественное образование и реальную поддержку социального государства.

Елена Мащинская, председатель постоянной комиссии Акмолинского областного маслихата по социальным вопросам

Новости партнеров