Как проходит адаптация казахстанского бизнеса к новым условиям ведения торговли в рамках ВТО, разобрался корреспондент Liter.kz.
Почти на 60 млн долларов за четыре года увеличился экспорт отечественных продовольственных товаров, что является одним из показателей приспособленности казахстанских производителей к общему рынку. Однако ведущие эксперты в вопросах ВТО не спешат радоваться, поскольку всерьез обеспокоены уровнем экспортного потенциала страновых производств, даром что им дали поблажку на время переходных периодов. Сегодня вспомним обо всех «радужных» прогнозах для Казахстана как участника ВТО, а также разберемся, удалось ли стране, спустя четыре года членства в «торговом клубе», достигнуть новых горизонтов.
19 лет переговоров и Казахстан официально в ВТО с 2015 года, однако давно не секрет, что переходный период еще не закончился. В чем дело? Напомним, сомнения относительно конкурентоспособности отечественных производителей озвучили экономисты еще до вступления Казахстана в ВТО. Для того, чтобы защитить наиболее чувствительные для казахстанского бизнеса сферы, ввели ряд "переходных периодов". Как отмечают в Министерстве торговли и интеграции Казахстана, прецедентов по предоставлению вступающим странам переходных периодов в ВТО было не так много. Но здесь нужно учесть, что Казахстан – все числится как страна «развивающаяся».
"Когда во Всемирную торговую организацию вступают страны не развитые, а развивающиеся, к ним, как правило, применяется каскадный принцип снижения таможенных пошлин. Чтобы защитить экономику страны от шока, импортные тарифы снижаются лесенкой в течение нескольких лет", - объяснил заместитель исполнительного директора, главный экономист проектного блока Евразийского фонда стабилизации и развития Евгений Винокуров.
Данные послабления для развивающихся стран касаются торговли, банковских и страховых услуг, дистрибьюции и прочее. Сюда же входя услуги для недропользователей, которые до 1 января 2021 года должны закупать отечественные товары вместо импортных. Но это касается только тех контрактов на недропользование, которые были заключены до 1 января 2015 года. Подобные преимущества и есть переходный период, поскольку вне его подобное законодательное требование по правилам ВТО запрещено "как дискриминирующее иностранных поставщиков".
Срок истечения переходных периодов уже не за горами. И задача №1 для казахстанского бизнеса - приспособиться к новым условиям ведения торговли. Собственно, такая же, как и была четыре года назад. Но значит ли это, что за это время ничего не изменилось? Утверждение спорное.
Сельчане-бенефициары
Мы попросили экспертов поделиться своими прогнозами по перспективам Казахстана в ВТО. В министерстве торговли и интеграции к особой гордости страны отнесли сельское хозяйство.
"Казахстанские сельхозтоваропроизводители стали очевидным бенефициаром членства Казахстана в ВТО. Имеющиеся низкие ставки импортных пошлин на сельскохозяйственное сырье и высокая тарифная защита рынка базовых видов продовольствия, а также договоренности по разрешенным уровням поддержки отечественного сельского хозяйства позволили благополучно реализовать программы модернизации казахстанского агропромышленного комплекса и наращивать экспорт. К примеру, если в 2014 году Казахстан поставил в Италию 21,7 тысяч тонн пшеницы, то в 2018 году объем экспорта составил 350,3 тысяч тонн", - сообщили в пресс-службе торгового ведомства.
Это далеко не предел казахстанского экспорта продовольствия, который за последние четыре года демонстрирует устойчивый рост. Как сообщили в пресс-службе Министерства торговли и интеграции, поставки казахстанских сельскохозяйственных товаров с 2015 по 2018 годы увеличились на 12% с 474,3 млн до 532,9 млн долларов. И это несмотря на ослабление национальной валюты по отношению к доллару.
В профильном ведомстве считают, что агропромышленный комплекс Казахстана имеет очень хорошие перспективы для развития и наращивания объемов производства по глубокой переработке сельскохпродукции: существуют рынки сбыта, пашни, хорошо развивается орошаемое земледелие, усиливаются экспортные позиции масличного и мясного секторов, а по зерну и муке наша страна в кратчайшие сроки вошла в число крупнейших экспортеров мира.
С учетом этого, а также роста объемов государственной поддержки сельского хозяйства, программа развития агропромышленного комплекса Казахстана предусматривает увеличение экспорта переработанной продукции до 2,4 млрд долларов в 2021 году. И роль ВТО в этом нельзя недооценить. Это в рамках ВТО страны принимают обязательства по снижению таможенных тарифов. Значит, появляется возможность экспорта продукции ввиду низких ставок ввозных таможенных пошлин импортирующих государств. Это в соответствии с обязательствами в ВТО страны не применяют в своей политике «экспортные» и «импортозамещающие» субсидии, что создает равные условия для добросовестной конкуренции.
Почему не стоит тратить силы на внутреннюю конкуренцию
Другой вопрос: только ли открытие зарубежных рынков и отсутствие барьеров – ключ к усилению торговых позиций Казахстана?
"Сегодня у наших производителей имеются все возможности для выхода на новые рынки. В этом плане прогнозы от нахождения страны в ВТО полностью оправдались. Однако теперь становится очевидно, что вопрос далеко не в возможностях выхода на зарубежный рынок и отсутствии барьеров, а в уровне экспортного потенциала наших производств. Да, казахстанские товаропроизводители могут предложить и предлагают натуральную и экологически чистую продукцию, природные ископаемые – сырье без глубокой переработки. Но даже в этих отраслях мы часто попусту конкурируем с нашими ближайшими соседями. Именно поэтому Президент Касым-Жомарт Токаев во время своего недавнего визита в Омск в рамках XVI Форума межрегионального сотрудничества предложил Казахстану и России совместно выходить на рынки третьих стран, чтобы не тратить силы на внутреннюю конкуренцию. Такой же стратегии мы можем придерживаться и в рамках ВТО. Вместе с ключевыми партнерами договариваться о совместной работе на экспортном поле", - поделился мнением член Национального Совета общественного доверия при Президенте Казахстана Максим Споткай.
По мнению казахстанского эксперта, у отечественных производителей немало минусов от «традиционно неразвитой логистической инфраструктуры до отсутствия навыков в продвижении товаров», если в течение переходного периода не превратить их в плюсы, «говорить о светлом будущем казахстанского бизнеса будет сложно».
Российский эксперт-аналитик Евгений Винокуров уверен: "экономическое развитие Казахстана сейчас является предметом зависти многих стран".
"В 2018 году Казахстан по доходам на душу населения сравнялся с Россией. В этом году Казахстан по этому показателю вырастет на 4 процента. Консенсус-прогноз за следующий год тоже около 4 процентов. Это - великолепные темпы роста, дай Бог каждому!", - обращается к статистике главный экономист проектного блока Евразийского фонда стабилизации и развития (Москва).
Если говорить об эффекте от вступления в ВТО для простых обывателей, то подразумевалось, что на казахстанский рынок хлынут потоки импортных товаров высокого качества и относительно недорогой цене.
"Однако мы не получили гигантскую волну товаров от стран ВТО, отчасти из-за условий переходных периодов и защиты наших предприятий", - добавил Споткай.
Более того, наблюдается некоторое сокращение доли импортных товаров. Вот какую статистику привели нам в пресс-службе Министерства торговли и интеграции:
"Динамика структуры импорта показывает, что доля членов ВТО в общем импорте Казахстана составляет 95%. А до вступления в ВТО этот показатель находился в диапазоне 97 процентов. При этом идет увеличение общего импорта с 25,4 в 2016 году до 33,7 млрд. долларов в 2018 году".
Правда, насколько это заслуга отечественных товаропроизводителей конкурентоспособна с зарубежным бизнесом, сказать сложно. Споткай уточнил, что «при определении объема товарооборота между странами ВТО и Казахстаном важно учитывать увеличивающиеся показатели торговли между нашей страной и другими в рамках третьих интеграционных образований, например, как Евразийский союз, Тюркский совет, ШОС».
"Все эти объединения в последнее время делают исключительный акцент на экономике. По этим направлениям у нас серьезно растет товарооборот, но так как рынок Казахстана и возможности наших предпринимателей ограничены, то возможно снижение торговли по менее приоритетным направлениям, в том числе, с рядом стран ВТО", - объяснил Максим Споткай.
Игра по правилам
Вполне естественно, что говоря о ВТО, подразумеваем рынок и все, что с ним связано: экспорт, импорт, товарооборот и в целом, экономические показатели страны. Но нужно ли проводить между этими понятиями параллели?
Вот и Евгений Винокуров убежден, что вступление в ВТО не является панацеей для оздоровления экономики. Хотя, Казахстан в этом отношении, как уже говорилось со ссылкой на главного экономиста проектного блока Евразийского фонда стабилизации и развития может дать еще ту фору!
"Современная ВТО – это торговый "клуб", специализирующийся больше на процедурах, чем на тарифах. Вступая в него, страны обязуются играть по определенным правилам. Только и всего", - отметил Винокуров.
Одно из таких правил касается возможности урегулирования торговых споров на внешних рынках, где ВТО выступает "переговорной площадкой". Например, в Министерстве торговли и интеграции сообщили, что сейчас Казахстан проводит консультации с Украиной по антидемпинговой мере в отношении украинских стальных труб, действующей в рамках Евразийского экономического союза.
"Консультации проводятся, чтобы решить данный вопрос, не доводя до рассмотрения в судебном порядке. На сегодня проведены две консультации с Украиной на площадке ВТО, обсуждения продолжаются",- пояснили в пресс-службе ведомства.
Подводя промежуточные итоги пребывания Казахстана в ВТО, пожалуй, именно это и есть один ключевых результатов, конечно, помимо возможности вступать в торговые отношения с другими странами в условиях предсказуемой торгово-инвестиционной среды. А на перспективу, как следует из ответа на запрос Liter.kz в Министерство торговли и интеграции, страной взят курс на дальнейшее усиление процесса интеграции в международную торговлю. Здесь важно, что в ближайшее время республика присоединится к Соглашению ВТО по государственным закупкам.
"В рамках этого документа казахстанские поставщики товаров и услуг получат доступ на рынки государственных закупок подписантов Соглашения, которые оцениваются в 1,7 трлн Долларов", - сообщили в пресс-службе Министерства торговли и интеграции.