Единственному в РК предприятию по производству грузовых вагонов – АО "ЗИКСТО" – через АО "БРК-лизинг" в 2017 году было выделено более 20 млрд тенге ЕНПФ. Завод сегодня стоит, а куда девались пенсионные деньги, не знают даже сотрудники Департамента экономических расследований СКО, которые возбудили досудебное расследование по статье 189 ч. 4 УК РК (Растрата в особо крупном размере), передает Liter.kz.
В ходе реализации проекта по производству железнодорожных платформ и грузовых вагонов отечественного производства Акционерному обществу "ЗИКСТО" через АО "БРК-Лизинг" были выделены средства Единого национального пенсионного фонда. О финансировании крупномасштабного проекта, который позволит обеспечить 100-процентную загрузку предприятия и сделает его флагманом отечественного вагоностроения, в марте 2017 года на пресс-конференции в столице рассказали тогдашний генеральный директор завода Сергей Непомнящий, представители АО "БРК-Лизинг", АО "КТЖ-Экспресс" и другие. Озвучена была сумма в 17,5 млрд тенге, хотя, по словам руководства предприятия, в целом речь шла о гораздо больших деньгах – порядка 22 млрд тенге.
Но ни чудесного развития казахстанского вагоностроения, ни даже обеспечения работой североказахстанских вагоностроителей не получилось. Потому что пенсионные деньги никак не послужили делу строительства вагонов и железнодорожных платформ, а были использованы совсем на другие цели. Причем, не заводом "ЗИКСТО", а совсем другими предприятиями, далеко за пределами Северо-Казахстанской области.
АО "ЗИКСТО" осталось только выплачивать неустойки, которые ему выставляет АО "Казтемиртранс", АО "КТЖ-экспресс" и АО "БРК-лизинг" за непоставленные железнодорожные платформы. Эти платформы просто необходимы Казахстану из-за ежегодно увеличивающихся объемов железнодорожных грузоперевозок в направлении Китай-Европа-Китай через нашу страну. До 2020 года стране требуется порядка 7 тыс. железнодорожных платформ, о чем говорили выступающие на вышеупомянутой пресс-конференции в 2017 году. Одна только сумма неустоек по судебным решениям перевалила за 800 млн тенге, не говоря уже об основном долге завода перед железнодорожниками и лизинговой компанией, превышающем 15 млрд тенге.
Откуда АО "ЗИКСТО" возьмет такие деньжищи, если в 2019 году предприятие не произвело ни одного вагона, а только обросло новыми долгами по зарплате, налогам и даже за электричество было не в состоянии заплатить (за что и было отключено от питания), не понятно. В этом году и обычная подготовка к зиме стала трудноразрешимой проблемой для руководства предприятия. Мы попытались разобраться, как завод дошел "до ручки" и кто, и, главное, почему попользовался деньгами ЕНПФ.
СТО ЛЕТ ТАКОГО НЕ БЫЛО!
АО "ЗИКСТО", завод с более чем столетней историей, некогда был одним из градообразующих предприятий Петропавловска. И сегодня там трудятся, ни много ни мало, порядка семи сотен жителей областного центра, так что судьба, по меньшей мере, более двух тысяч человек (если брать в расчет семьи заводчан) полностью зависит от благосостояния предприятия. А ухудшаться оно стало еще с прошлого года. С сентября 2018 года завод работал в режиме неполного рабочего времени, а с апреля этого года фактически простаивает.
В мае порядка двух сотен рабочих предприятия переполошили весь город, собравшись на площади перед заводоуправлением с требованием выплатить им многомесячную задолженность по заработной плате. На место ЧП (петропавловцам даже незнакомы такие слова, как "забастовка", "митинг" и прочие несанкционированные свыше публичные собрания), сразу же выехали прокурор, полицейское и гражданское начальство. К возмущенным рабочим вышел представитель руководства предприятия, который заверил, что с долгами полностью рассчитаются до конца мая, за что поручились прокурор области и глава региона. Кумар Аксакалов на своей страничке в Фейсбук тогда написал о причинах бедственного положения.
"На заводе "ЗИКСТО" образовалась задолженность по заработной плате из-за перебоев поставок литья из России для сборки вагонов. Сейчас ведется поиск альтернативных путей для поставки литья. Мы не позволим ущемлять права работников завода. Работодатель будет выполнять все свои обязательства перед сотрудниками. Руководство завода дало обещание закрыть долги по зарплате в ближайшие дни. Данный вопрос на моем контроле", - рассказал Аксакалов.
С долгами действительно рассчитались, но работа предприятия так и не наладилась, несмотря на смену всего заводского руководства, которое, судя по обращениям в правоохранительные органы, причину кризисной ситуации на предприятии видело совсем в другом. А именно в том, что в бытность гражданина РФ Сергея Непомнящего генеральным директором АО "ЗИКСТО" полученные от государства деньги ЕНПФ были перечислены согласно заключенным долгосрочным договорам ТОО "Проммашкомплект", ТОО "R.W.S. Wheelset", ТОО "Транс Комплект Деталь" за поставку цельнокатаных колес и запчастей для производства грузовых вагонов. Договор партнерами исполнен не был, ничего они в Петропавловск не поставили, да и денег не вернули. И если бы на АО "ЗИКСТО" не пришла новая команда управленцев, акционеры и общественность узнали бы об этом не скоро. Если бы вообще узнали. ШИЛА В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ АО "ЗИКСТО" – предприятие с государственной долей участия. На сайте Минфина РК, где акционерные общества публикуют финансовую отчетность по итогам года, можно найти информацию, что 42,5% акций принадлежат АО НК "Казахстан инжиниринг", контрольным пакетом свыше 54% акций владеет ТОО "Премиум Вагон Комплект", зарегистрированное в городе Экибастузе, и три с небольшим процента простых акций принадлежит 4 748 работникам завода.
Как акционерное общество, предприятие должно выполнять определенные обязательства перед своими акционерами. В частности, согласно ст. 70 ч. 1 Закона РК "Об акционерных обществах" публиковать объявления о заключении всех крупных сделок. Причем, эта информация должна быть доступна для всех интересующихся не только на сайте Минфина. В законе прямо говорится:
"В целях информирования кредиторов, общественности и акционеров общество обязано в течение трех рабочих дней после принятия советом директоров решения о заключении обществом крупной сделки опубликовать в средствах массовой информации сообщение о сделке на казахском и русском языках".
Но почерпнуть какие-либо сведения об этом кризисе на заводе, возникшем после назначения 11 марта 2016 года генеральным директором предприятия Сергея Непомнящего, из годовых отчетов АО "ЗИКСТО", опубликованных на сайте Минфина dfo.kz (депозитарий финансовой отчетности для организаций публичного интереса) нам не удалось. Похоже, прежнее руководство предприятия не посчитало нужным ставить об этом в известность акционеров и общественность. Команда во главе с гендиректором Дауреном Жунусовым выявила всю эту историю в результате назначенной аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. По итогам проверки Главному транспортному прокурору РК было направлено заявление о совершенном уголовном правонарушении. В этом заявлении новое руководство АО "ЗИКСТО" от своего имени и от имени акционеров просило начать досудебное расследование "в отношении бывших руководителей АО "ЗИКСТО", а также аффилиированных с ними контрагентов, которые длительное время причиняли материальный ущерб Акционерному обществу путем хищения и присвоения денежных средств со счетов компании, используя злоупотребление доверием акционеров, в результате заключения контрактов о поставке товаров и услуг без намерения их исполнения".
Следствие было поручено по территориальности Департаменту экономических расследований СКО.
"Досудебное расследование проводится по статье 189 ч. 4 УК РК. В настоящее время сроки прерваны в связи с направлением международного поручения по оказанию правовой помощи в Российскую Федерацию", – подтвердила ЛИТЕРу информацию руководитель управления профилактической работы и контроля Департамента экономических расследований СКО Виктория Пивоварова.
Статья 189 в Уголовном кодексе РК расшифровывается, как "присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному". А часть четыре этой статьи означает, что деяние было совершено преступной группой и в особо крупном размере. В августе 2019 года Департаментом экономических расследований было возбуждено еще одно уголовное дело по статье 190 ч. 4 п. 2 УК РК, в котором фигурируют фамилии бывшего генерального директора Сергея Непомнящего и бывшего директора ТОО "Вагон Маш Строй" Рената Шамсутдинова. История ТОО "Вагон Маш Строй", дислоцировавшегося на территории АО "ЗИКСТО" с 2016 по 2019 год, и также попользовавшегося пенсионными деньгами, заслуживает отдельного расследования, и, возможно, мы расскажем ее в другой публикации. Сейчас достаточно будет отметить, что Ренат Шамсутдинов с 29 октября 2019 года приказом, подписанным им самим, назначен… генеральным директором АО "ЗИКСТО". Приказ можно увидеть на той же цифровой платформе Министерства финансов – dfo.kz. Но там почему-то нет протокола заседания Совета директоров АО, хотя по закону этот документ должен быть выложен в базе для сведения акционеров. Вызывает вопросы и мнение аудитора по финансовому отчету АО "ЗИКСТО" за 2018 год, опубликованному в базе Минфина за подписью генерального директора Рената Шамсутдинова в 2019 году. Если в 2016-2017 годах независимый аудитор оценивал финансовое состояние предприятия как условно положительное, то в 2018 году, когда оно значительно ухудшилось из-за проблемных сделок, и завод работал в режиме неполного рабочего времени, аудитор оценивает финансовое положение предприятия как безусловно положительное! Похоже на черный юмор, согласитесь.
Если вернулась старая команда, работавшая с Сергеем Непомнящим, куда же девалась команда генерального директора Даурена Жунусова, заварившая всю эту кашу, спросите вы? Эта команда ушла с завода, не дождавшись окончания расследования. Причина ухода широкой общественности, как, впрочем, и почти 5 тысячам владельцам простых акций не известна, несмотря на большой "публичный интерес". ФИНИТА ЛЯ КОМЕДИЯ? Заводчане рассказывают, что прежнее руководство на собрании рассказывало им о бедственном положении предприятия, чтобы рабочие подписали обращение к Президенту РК Касым-Жомарту Токаеву накануне его приезда в СКО минувшей осенью. Собрано было несколько сотен подписей. Но по неизвестной причине письмо Главе государства передано не было. В нем, помимо жалобы на прежний менеджмент под руководством Сергея Непомнящего, говорилось о путях спасения предприятия. В частности, о необходимости реструктуризации долга и помощи в возврате денег, которыми беспроцентно пользовались в течение трех лет ТОО "Проммашкомплект", ТОО "R.W.S. Wheelset", ТОО "ТрансКомплектДеталь". Также заводчане просили о размещении на заводе долгосрочного заказа и подтверждении гособоронзаказа. По данным, озвученным на одном из недавних совещаний акимата СКО, сейчас предпринимаются попытки возобновить работу предприятия, даже принята Дорожная карта, которая позволит заводу подняться с колен. Перемены ожидаются в связи с приходом очередного инвестора – российской компании АО "Трансмашхолдинг", которая должна навести порядок на заводе. Но почему этот новый инвестор назначает старых руководителей из славного города Экибастуза, которые в свое время так навредили петропавловскому заводу? И вообще, есть ли этот новый инвестор на самом деле? Ведь никаких сумм, за которые были выкуплены акции АО "ЗИКСТО", равно как и сумм, инвестируемых в производство, названо не было. Чем закончится история с деньгами ЕНПФ? Неужели прежнему руководству предприятия сойдет с рук вся эта дурно пахнущая история? Ведь незадолго до прекращения с ним трудового договора в апреле 2019 года Сергей Непомнящий подписал дополнительные соглашения с вышеназванными тремя заводами, согласно которым расторг прежние договоренности о поставках цельнокатаных колес и комплектующих (ввиду их непоставки) с условием возврата авансированных пенсионных миллиардов не позднее 31 декабря 2019 года. О возмещении убытков и неустоек вообще и речи нет.
Мы отправили запрос в АО "РБК-Лизинг" с просьбой прокомментировать эту ситуацию, но ответа пока не получили. В приемной нам сообщили, что запрос зарегистрирован под номером 3031 и исполнителем является сотрудник Айнур Жунусова, которая хронически не отвечает на телефонные звонки. Liter.kz будет следить за развитием ситуации.