Основоположник новой казахской государственности

Введение в 1990 году института президентской власти стало первым серьезным шагом Казахстана как союзной республики к реальному суверенитету.
Редакция "Литер"

ВЕКОВЕЧНАЯ МЕЧТА

В апреле 1990 года Верховный Совет Казахской ССР избрал Нурсултана Назарбаева Президентом республики. Введение института президентской власти стало первым серьезным шагом Казахстана как союзной республики к реальному суверенитету. Это подготовило почву для последовавшего в октябре 1990 года провозглашения Декларации о государственном суверенитете. Однако за обретение подлинной независимости пришлось бороться еще больше года. 7 сентября 1991 года была распущена республиканская компартия, в следующем месяце – Союз молодежи (ЛКСМ) Казахстана, тем самым начался процесс деидеологизации и деколонизации общественного сознания, отхода от тоталитаризма.

Следующим важным шагом стало проведение уже прямых выборов, на которых абсолютным большинством голосов 1 декабря 1991 года Нурсултан Назарбаев стал всенародно избранным Президентом. Именно эта дата сейчас отмечается как День Первого Президента Казахстана.

Наконец, 16 декабря 1991 года Нурсултан Назарбаев подписал Конституционный закон Республики Казахстан о государственной независимости. Казахстан провозглашался независимым, демократическим, унитарным и правовым государством. Так осуществилась вековая мечта казахского народа.

СИМВОЛЫ НЕЗАВИСИМОСТИ

Сразу по поручению Первого Президента началась работа по созданию государственных символов: Герба, Флага и Гимна. Был объявлен конкурс, в котором приняли участие тысячи людей. Госсимволы разрабатывались при непосредственном участии Нурсултана Назарбаева. 4 июня 1992 года Первый Президент подписал законы "О Государственном флаге Республики Казахстан", "О Государственном гербе Республики Казахстан" и "О музыкальной редакции Государственного гимна Республики Казахстан". 6 июня 1992 года состоялась официальная церемония – презентация государственных символов. Их принятие сыграло огромную роль в формировании и укреплении нашей Независимости. В 2006 году был принят новый Гимн страны, одним из авторов которого стал Первый Президент Казахстана.

Молодая страна буквально на ходу строила новые государственные институты и учреждения, принимала все меры, направленные на выживание в сложнейших условиях. Нурсултан Назарбаев заявил: "Недостаточно завоевать свободу и независимость, надо суметь их отстоять и передать потомкам". Поэтому в срочном порядке были урегулированы вопросы государственной границы со всеми соседними странами, включая Китай. В начале 1993 года Нурсултан Назарбаев подписал Закон "О государственной границе Республики Казахстан". Был экстренно принят закон о гражданстве, который прекращал гражданство бывшего СССР и запрещал двойное гражданство. 

Еще одним шагом по укреплению национальной безопасности стало подписание 7 мая 1992 года Указа Президента "О создании Вооруженных сил Республики Казахстан". Был создан Совет безопасности во главе с Первым Президентом. 

Вот как вспоминал тяжелые годы строительства Вооруженных сил первый министр обороны нашей страны С. Нурмагамбетов: "После выхода Указа Главы государства о создании Вооруженных сил всем нам предстояло работать упорно и слаженно. Мы провели обширную разъяснительную работу среди войск. Нурсултан Назарбаев лично руководил этим процессом". А в 1993 году была принята Военная доктрина страны. 

Формированию институтов гражданского общества способствовали законы "Об общественных объединениях", "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", "О средствах массовой информации". 

Все эти меры позволили в первые годы Независимости сохранить порядок в стране, обеспечить мир и согласие в обществе. 

СИЛЬНАЯ ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЛАСТЬ 

Мы жили в новом измерении, но пока еще руководствовались Конституцией Казахской ССР и постановлениями Верховного совета, выбранного еще в советское время. Но уже функционировал ряд ключевых институтов, которых не было в Основном законе, например, институт президентства. Для разработки новой Конституции была создана специальная комиссия, в которую вошли виднейшие юристы страны: Н. Шайкенов, Г. Сапаргалиев, З. Федотова, Ю. Ким и другие. 

В силу противодействия ряда депутатов Верховного совета первая Конституция стала компромиссным документом, удовлетворяющим интересам разных политических групп. Несмотря на то, что в Конституции 1993 года уже содержался ряд важных норм, направленный на укрепление суверенитета (например, закрепление за казахским языком статуса государственного), в целом она носила переходный, незрелый характер. Так, в Основном законе еще не была четко определена форма правления – президентская или парламентская, не допускалась частная собственность на землю. 


Между тем противостояние старой номенклатуры и новых демократов- рыночников показало необходимость усиления президентской власти, которая должна была противостоять прежней номенклатуре, живущей советскими категориями. Местные Советы тормозили рыночные реформы. Новое Правительство находилось в жесткой конфронтации с Верховным советом. Замедлился процесс принятия нужных стране законов. Как отмечал Н. А. Назарбаев: "Конституция 1993 года стала правовым препятствием на пути совершенствования государственного устройства, дальнейшего развития социально-экономических и политических реформ". 

В этих условиях начался процесс самороспуска как местных Советов, так и депутатов Верховного совета. Из 360 депутатов 200 заявили о досрочном снятии своих полномочий. В условиях самороспуска Верховного совета Первый Президент получил право принимать решения законодательного характера. Это был ключевой шаг к реализации рыночных реформ. 

6 марта 1995 года Верховный совет, избранный годом ранее, решением Конституционного суда был признан нелегитимным. Депутаты были распущены. 29 апреля 1995 года были продлены полномочия Первого Президента. Это обстоятельство позволило ему принять до конца года 150 законов, сформировавших рыночную экономику. 

Пришло время нового Основного закона, который должен был исключить архаичные институты советского времени и отразить реалии новой эпохи. Согласно Конституции 1995 года Казахстан стал президентской республикой. Парламент отныне состоял из двух палат – Мажилиса и Сената, которые пришли на смену однопалатному Верховному Совету. В январе 1996 года Первый Президент отметил, что "мы стоим перед началом истинного, цивилизованного парламентаризма в Казахстане". 

Принятие новой Конституции имело огромное историческое значение для дальнейшего укрепления нашей независимости и внутриполитической стабильности. Роспуск Верховного совета прошел без насилия и конфронтации. Заметно укрепилась президентская власть. Парламент стал более профессиональным и начал качественно принимать новые законы. Были созданы правовые основы для формирования гражданского общества, НПО, партий и объединений. На законодательном уровне закрепили позиции, касающиеся консолидации народа, создания прав и свобод гражданина. Страна встала на путь законности и правопорядка. Формирование рыночной экономики стало аксиомой. Внутри Парламента появились фракции и группы, которые характерны для любой демократической страны. Парламент стал постоянным рабочим органом. Внесение изменений в Конституцию в 1998 и 1999 годах сделали ее более совершенной. 

ЗОВ РОДИНЫ 

К концу ХХ века за пределами Казахстана было рассеяно более 5 млн казахов. В то же время к 1991 году их численность в самой республике составляла всего около 40%. Это случилось из-за преступной политики советского государства, спровоцировавшей голодомор, репрессии, массовое бегство тысяч семей за пределы родины. Для восстановления численности казахов на своей земле с первых лет обретения Независимости Нурсултан Назарбаев принимал системные меры по их возвращению в Казахстан. 

По инициативе Первого Президента периодически проводятся Всемирные курултаи казахов. Идея проведения этого форума зародилась во время его встречи с казахской диаспорой в Турции. В сентябре 1992 года в Алматы на I Всемирном курултае казахов Нурсултан Назарбаев обратился к соотечественникам с призывом возвращаться на историческую Родину. На Курултай собралось 750 делегатов из 33 государств мира. Председателем Всемирной ассоциации казахов был избран Н.А. Назарбаев. Главной целью курултая стало культурное воссоединение казахов. Ежегодно из бюджета страны выделяются существенные финансовые средства на обустройство переселившихся соотечественников. 

Ежегодно для детей казахской диаспоры и ирреденты устанавливается 2-процентная квота для поступления в вузы страны. С сентября 2007 года стали создаваться Центры адаптации и интеграции соотечественников. В 2008 году была разработана государственная программа "Нұрлы көш". Благодаря политике Нурсултана Назарбаева на историческую Родину вернулось более 1 миллиона казахов. 

Первый Президент подчеркивает, что "Казахстан – одно из трех государств современного мира, которое не на словах, а на деле собирает на родной земле зарубежных соотечественников, в нелегкие времена вынужденных покинуть Родину и оказавшихся разметанными по всему миру".

Директор Института истории и этнологии, профессор Зиябек Кабульдинов

Новости партнеров