Нурсултан Назарбаев – образец и источник превентивной дипломатии

Политический талант настоящих лидеров государств не делится на внешне- или внутриполитический – они всегда обладают общим стратегическим видением государственного устройства, в котором все – от дипломатии до социально-экономических решений – находится в единой связи.
Редакция "Литер"

Казахстан за годы независимости стал влиятельным игроком на международной арене. К инициативам Казахстана традиционно прислушиваются, тем более, что все они несут идею миротворчества, политического партнерства во имя благополучия народов. Сегодняшний высокий статус нашей страны в мировом сообществе во многом складывался в результате активной деятельности на этой ниве Первого Президента Нурсултана Назарбаева. Можно сказать, что казахстанский стиль ведения международного диалога – это своего рода отражение личностных качеств Елбасы, сторонника конструктивного подхода и трезвых обдуманных решений.

Политический талант настоящих лидеров государств не делится на внешне- или внутриполитический – они всегда обладают общим стратегическим видением государственного устройства, в котором все – от дипломатии до социально-экономических решений – находится в единой связи. Поэтому история независимого Казахстана во всех сферах деятельности тесно связана с биографией Нурсултана Назарбаева. 

ЗАЯВКА НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ МУДРОСТЬ 

21 декабря была принята АлмаАтинская декларация, провозгласившая де-юре конец Союза Советских Социалистических Республик и создание Содружества Независимых Государств. Документ подписали руководители 11 бывших советских республик, собравшиеся в Казахстане. Роль Елбасы в создании СНГ была огромной, так как первоначальный вариант Содружества включал только три страны: Россию, Белоруссию и Украину. 

В тот нелегкий период для всего народа бывшей большой страны каждый руководитель республики тянул одеяло на себя. Сначала было Беловежское соглашение, спустя пять дней была попытка создать Ашхабадский альянс центральноазиатских государств. Развод по-крупному предотвратил Нурсултан Назарбаев, сумевший убедить своих коллег присоединиться к Содружеству, благодаря чему развитие событий не пошло по вероятному конфронтационному сценарию. А СНГ, несмотря на кажущуюся пассивность структуры, стал не только редчайшим в истории символом мирного раскола империи, но и почвой, которая дала продуктивные всходы в виде интеграционных процессов, инициатив и организаций, в которых чаще всех главную роль играл Первый Президент Казахстана. Как говорил сам Назарбаев, "СНГ – это не государство, не национальное образование, а естественный, в сложившихся условиях, механизм регионального взаимодействия". 

Не сбавляя темпа, уже 2 января 1992 года Казахстан стал членом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, а 3 марта был принят в Организацию Объединенных Наций. 

МЫСЛИТЬ ГЛОБАЛЬНО 

В октябре 1992 года на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). "Идея создания на нашем континенте структур безопасности и сотрудничества в Азии по типу ОБСЕ в Европе давно витает в воздухе... Движение к такой континентальной структуре может быть многошаговым и поэтапным", – заявил Назарбаев. 

С момента создания форума состав членов СВМДА увеличился до 27 стран – от Ближнего до Дальнего Востока, охватив всю Евразию. Это доказывает состоятельность идеи создания на пространстве Азии данной организации со своей региональной спецификой. 

Другой значимой инициативой Нурсултана Назарбаева стала высказанная им 29 марта 1994 года в стенах МГУ идея создания Евразийского Союза. "Назрела необходимость в переходе на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения, сформированного на принципах добровольности и равноправия. Таким объединением мог бы стать Евразийский Союз", – заявил тогда Елбасы. 

Идея Евразийского Союза легла в основу будущих межгосударственных объединений на постсоветском пространстве, таких, как Единое экономическое пространство (ЕЭП), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Таможенный союз и, наконец, Евразийский экономический союз. 

Активное участие Первый Президент принимал в создании Шанхайской организации сотрудничества, основанной 14 июня 2001 года лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и  Узбекистана. ШОС никогда не позиционировался как военный блок, а делал акцент на укрепление стабильности и безопасности, развитии экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. На прошлогоднем саммите ШОС в Китае Елбасы вновь акцентировал внимание на приоритетах ШОС: "С вступлением Индии и Пакистана ШОС значительно укрепила свою роль в качестве влиятельного участника региональной и международной политики. Совокупную мощь трехмиллиардного человеческого потенциала наших стран следует использовать для активизации экономического сотрудничества. Важно обеспечить переход к реализации торговоинвестиционных проектов между нашими странами с двустороннего на многосторонний уровень", – заявил в частности Назарбаев. 

АЛЬТЕРНАТИВА ВОЙНЕ 

По инициативе Елбасы наша страна не раз становилась переговорной площадкой, цель которой – создать условия для альтернативы военным противостояниям. 

В феврале и апреле 2013 года в Алматы были проведены очередные переговоры стран «шестерки» и Ирана. Их результатом стало то, что удалось разблокировать переговорный процесс и спустя некоторое время подписать Совместный всеобъемлющий план действий между группой Р5+1 (пять постоянных членов Совбеза ООН плюс Германия) и Ираном. 

Первый Президент Казахстана в свое время заявил о готовности предоставить Астанинскую площадку для проведения переговоров о прекращении боевых действий между противоборствующими сторонами в Сирии. С января по май 2017 года в столице нашей страны состоялись четыре международные встречи по сирийскому урегулированию. 

Осознавая возросшую роль религии в обществе, Первый Президент Казахстана выдвинул инициативу проведения форума мировых и традиционных религий в казахстанской столице. По его замыслу, диалог между лидерами мировых и традиционных религий откроет широкие перспективы для международного сотрудничества в этой сфере и будет способствовать преодолению таких негативных проявлений нашего времени, как насилие, религиозный экстремизм и терроризм. 

I Съезд лидеров мировых и традиционных религий состоялся 23-24 сентября 2003 года в Астане. В его работе приняли участие наиболее авторитетные представители ислама, христианства, иудаизма, синтоизма, индуизма и буддизма. Форум продемонстрировал актуальность и необходимость воплощения идеи сотрудничества и единения представителей различных религий во имя достойной жизни людей всего мира. Идею Съезда поддержали такие влиятельные политики мира, как К. Аннан, Дж. Буш, М. Тэтчер, Цзянь Цземинь, Н. Манделла, Ж. д’Эстен и другие. 

СВОЙ ПОДХОД К ДИПЛОМАТИИ 

Казахстан проводит миролюбивую многовекторную внешнюю политику. У Казахстана нет врагов, есть только друзья – такую концепцию внешней политики все это время определял Елбасы. 

Одним из приоритетов было и остается сотрудничество с Россией – главным стратегическим партнером. В мае 1992 года Казахстан и Россия подписали в Москве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Казахстан и Россия входят практически во все региональные объединения, которые были инициированы руководством нашей страны. Сегодня по объему торгового оборота Россия занимает второе место после Европейского союза. Работают тысячи совместных казахстанско-российских предприятий по обеим сторонам границы. Идет активный обмен в научной, образовательной и культурной сферах. 

Доверительными и уважительными являются отношения Казахстана с другим большим соседом – Китайской Народной Республикой. Как отмечает Елбасы, "Казахстан рассматривает Китай как великую державу". В самом начале 1992 года между двумя государствами были установлены дипломатические связи. В 2005 году Китай стал гарантом безопасности Казахстана в обмен на отказ нашей республики от ядерного оружия. Две дружественные страны активно контактируют в рамках ШОС. 

Одним из ярких примеров многовекторности внешней политики нашей страны является сотрудничество с США. Эта страна одной из первых, 25 декабря 1991 года, признала независимость Казахстана. В мае 1992 года по приглашению американской стороны состоялся первый визит Первого Президента в Северную Америку. Тогда был подписан ряд основополагаюших документов о сотрудничестве в различных сферах, в том числе и "Хартия о демократическом партнерстве". США стали одним из гарантов нашей независимости, нерушимости границ и территориальной целостности взамен на отказ от обладания ядерным оружием. Ведущие компании США приняли деятельное участие в разработке и освоении природных богатств Казахстана. В последующие годы Казахстан и США неуклонно шли по пути заключения взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах жизни. 

Также с самого начала положительными были межгосударственные отношения с Турцией, страной, которая так же одной из первых признала независимость РК. В 1994 году между нашими странами был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве, в 1996 году подписаны соглашения в военной сфере. 

Сегодня Казахстан является одним из самых авторитетных государств мира. Бывший Президент Франции Франсуа Миттеран в свое время, обращаясь к нашему лидеру, искренне подчеркивал: "У вас большое, доброе сердце и сильная воля". А премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер осенью 1991 года на вопрос о том, кто будет в будущем определять экономические и политические процессы в Центральной Азии, ответила: "Это будет Казахстан". 

Растущее влияние роли Казахстана в системе международных отношений – это результат серьезной работы и личной самоотдачи Первого Президента страны. Наглядным результатом этого является то, что сегодня нас воспринимают в мире как авторитетного участника самых принципиальных международных миротворческих процессов.

Новости партнеров