О политической роли Первого Президента в развитии казахстанского государства с точки зрения текущих событий и с исторической позиции – интервью с политологом Уразгали Сельтеевым.
– Вот уже восьмой год казахстанцы отмечают День Первого Президента Республики Казахстан, но впервые в новых политических условиях – после сложения Нурсултаном Назарбаевым полномочий Главы государства. Традиционно в преддверии этого государственного праздника анализируются страновые достижения за годы Независимости в связке с ролью Елбасы. С политологической точки зрения как вы оцениваете данный праздник?
– Давайте будем откровенны. В мире не так много примеров, когда политическим деятелям удавалось изменить ход истории, в корне переломить негативные тенденции, взять верх над обстоятельствами.
Я не сторонник хвалебных оценок. Но следует признать, что достижения за годы Независимости весомые. Перечислять их не имеет смысла. Все очевидно в сравнении.
За 30 лет мы прошли сложный этап без катастроф и каких-либо бедствий. Сохранили стабильный ход и сформировали фундаментальные основы современной государственности.
Роль Нурсултана Назарбаева как политического лидера была и остается, прежде всего, консолидирующей и направляющей. Даже в самые трудные и кризисные периоды казахстанцы оказывали ему безусловное доверие. Поэтому рассуждения об уровне его авторитетности и признании в обществе излишни.
– И казахстанцам, и зарубежным экспертам интересен также вопрос, как изменилась конструкция государственной власти в Казахстане после 19 марта 2019 года. Какое место в этой новой структуре занял Елбасы?
– Конечно, структура власти усложнилась. Мы получили модифицированную политическую систему. Пытаться сравнивать или искать зарубежные аналоги считаю неправильным. Есть надстройка в виде института Первого Президента, которая и обеспечивает плавную передачу управления государством следующим поколениям. То есть Н. Назарбаев выступает гарантом общественно-политической стабильности и арбитром сбалансированных внутриэлитных отношений.
Сейчас нет сомнений, что Касым-Жомарт Токаев был определен Первым Президентом наиболее оптимальной кандидатурой для реализации данного процесса. Постепенно и объективно обновляется управленческий корпус. Сегодня уже в госаппарате ведущие позиции занимают "семидесятники", опорными кадрами становятся "восьмидесятники". Конечно, не всегда кадровые назначения оправдываются. Здесь как без ошибок, так и без экспериментов, не обойтись.
Однако новый политический этап неизбежно сопровождается формированием конкурентной среды. В результате предстоящих выборов в Мажилис и маслихаты существенно обновятся и эти представительные органы власти, влияние которых значительно возрастет.
Таким образом, Первый Президент сейчас выступает в роли координатора модернизации политической системы, где осуществляется необходимое налаживание более эффективного механизма сдержек и противовесов.
– В течение года аналитики в первую очередь подчеркивали историческую роль Нурсултана Назарбаева в развитии нашего государства. А какая роль у Первого Президента на сегодняшний день и в ближайшей перспективе? Каким направлениям, на ваш взгляд, Елбасы будет уделять наибольшее внимание?
– Это к вопросу о новой функциональной роли Елбасы.
Во-первых, будучи председателем Совета Безопасности, он своего рода поручитель правящей элиты перед казахстанцами и нашими внешними партнерами. С Н. Назарбаевым согласовываются стратегические вопросы развития государства, он координирует общий ход реформ.
Во-вторых, Елбасы уже на днях заявил, что активнее займется партийной работой. Наверняка больше времени будет уделять деятельности Ассамблеи народа Казахстана, которую важно сейчас трансформировать в практический регулятор межэтнической политики.
В-третьих, очевидно, что Первый Президент активизировался на международном направлении. Думаю, что здесь его потенциал в прикладном значении так же необходим. Нам нужны новые инвестиции. Все предыдущие годы мы динамично привлекали зарубежные финансы в экономику, в том числе за счет того, что главным брендамбассадором Казахстана был Нурсултан Назарбаев. Это объективный факт. Во внешней политике многие вопросы решаются на уровне личного доверия и договоренностей.
– Но нередко звучит критика, что внешнеполитические инициативы Казахстана носят имиджевый характер. Согласны ли вы с этим?
– В том числе и имиджевый. Но везде присутствует чистый прагматизм. Если коротко и обобщенно, в 1991 году мы закрыли Семипалатинский ядерный полигон и последовательно продвигаем антиядерные инициативы. В 1992 году Н. Назарбаев созвал Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Активно сотрудничаем в рамках ОДКБ и ШОС, провели Саммит ОБСЕ. Первый Президент РК неоднократно пытался интегрировать страны Центральной Азии. Идея евразийской интеграции реализовалась в создании ЕАЭС. При этом эффективность реализации международных проектов зависит не только от Казахстана, а, преимущественно, от остальных участников.
Для политического будущего страны на международной арене были достигнуты и другие важные результаты.
Во-первых, через эти внешнеполитические инициативы Нурсултан Назарбаев сформировал Казахстану имидж государства, которое, продвигая принципы безопасности и паритетного экономического сотрудничества, в первую очередь само обеспечивает их соблюдение.
Во-вторых, благодаря проактивным действиям Казахстан не оказался втянут в геополитические игры.