Такая манящая и такая "адреналиновая" госслужба – обзор казахстанских новостей

Обзор главных казахстанских новостей с чиновниками в главных ролях за последнюю неделю.
Ирина Волкова

Сразу несколько госслужащих, бывших и нынешних, привлекли к себе внимание общественности на этой неделе. Чем именно, вспоминает Liter.kz.

В современных реалиях нельзя недооценивать проблемные посты в социальных сетях. Игнорирование жалоб чиновниками может иметь весьма негативные последствия. Как это, например, произошло с теперь уже экс-руководителем Департамента контроля качества и безопасности услуг Нур-Султана Садвакасом Байгабуловым. Главный санитарный врач столицы написал заявление по собственному желанию после критики Главы государства, основанной на многочисленных жалобах горожан, недовольных качеством питьевой воды. При этом чиновник на личной странице в Facebook призвал следовать своему примеру всех госслужащих, независимо от должности, если их работа была подвергнута критике Президента. Также Садвакас Байгабулов посоветовал "руководителям государственных органов незамедлительно реагировать на жалобы и посты в социальных сетях", являющихся, по его мнению, "открытой диалоговой площадкой и курсами молодого бойца". Правда, непонятно, почему Садвакас Байгабулов 2,5 месяца медлил с решением об отставке, если считает, что именно таковой должна быть реакция на замечания Главы государства. Напомним, работа Департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг Нур-Султана подверглась критике Касым-Жомарта Токаева еще 8 сентября в ходе совещания по развитию столицы.

Впрочем, это далеко не рекорд по временной реакции чиновников на резонансные события, ставшие таковыми благодаря социальным сетям. К примеру, павлодарскому городскому акимату, решившему закупить дорогую эбеновую мебель впрок, потребовалось на "работу над ошибками" пять месяцев. На прошедшей неделе стало известно, что заказчик аннулировал договор на изготовление мебели из жутко дорогой древесины в мире и вернул в бюджет областного центра 5,9 млн тенге. Напомним, что скандал по поводу неуемных аппетитов павлодарских госслужащих, закупающих то двухуровневые служебные апартамента за 50 млн тенге, то офисную мебель, стоимостью как однокомнатная квартира, разгорелся в социальных сетях еще в мае. А договорные отношения с подрядчиком были расторгнуты 15 сентября.


И еще на тему ответственности тех, кто занимает те или иные посты на государственной службе. Касым-Жомарт Токаев подписал поправки в законодательство, согласно которым "высокопоставленные чиновники должны будут подавать в отставку в случае, если их подчиненных изобличат в коррупции". Ранее законодательную норму об обязательном увольнении по собственному желанию "заместителей или председателей комитетов, министров или акимов, замов или руководителей аппаратов" анонсировал председатель Агентства РК по противодействию коррупции Алик Шпекбаев.

События прошедшей недели заставили задуматься над весьма риторичным вопросом: чем вообще привлекательна государственная служба, если то и дело приходится оглядываться на помощников, как бы не польстились на легкие деньги, и быть зависимым от социальных сетей, где в любой момент может появиться жалоба от неравнодушных к проблемам родной страны граждан. Так, Серик Ахметов, бывший премьер-министр страны, будучи наказан решением суда ограничением свободы, в своей апелляции просит Карагандинский областной суд отменить для него запрет работать на госслужбе.

Можно, конечно, предположить, что решающую роль играет финансовая сторона вопроса. Далеко не каждый казахстанец получает даже одну третью часть чистой зарплаты казахстанских акимов. Размеры последней на этой неделе озвучили сразу два акима – Бакытжан Сагинтаев и Кумар Аксакалов, возглавляющие Алматы и Северо-Казахстанскую область соответственно.

Хотя, не исключена и альтруистическая мотивация, искреннее желание своей работой улучшить жизнь простых казахстанцев, на что и нацелена внутренняя политика государства. Так, до Нового года Касым-Жомарт Токаев поручил погасить имеющуюся кредитную задолженность еще 57 тыс. казахстанцев из числа социально уязвимых слоев населения плюс к тому полумиллиону, к которому уже применили "кредитную амнистию". На эти цели дополнительно из бюджета было выделено 9,4 млрд тенге. Об этом сообщил министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов.

Новости партнеров