Поправки по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства, бюджетного, налогового законодательства и законодательства о железнодорожном транспорте рассмотрены депутатами Cената Парламента в первом чтении на пленарном заседании палаты, передает корреспондент Liter.kz.
По словам первого заместителя премьер-министра, министра финансов РК Алихана Смаилова, сейчас процедуру банкротства проходят порядка четырех тысяч субъектов бизнеса, 400 предприятий - в стадии реабилитации. Но, как он отметил, фактически субъектов бизнеса, находящихся в сложном финансовом положении, значительно больше.
"Действующий закон не позволяет предпринимателю быстро закрыть неудачный бизнес. В каждом четвертом случае суд выносит отказ в признании банкротом. Суду сложно дать объективную оценку финансового состояния субъекта. Наличие незначительного актива расценивается судом как возможность рассчитаться по долгам. Аналогично при применении реабилитации. В каждом третьем случае суд отказывает в ее применении. Суд мотивирует тем, что должник является платежеспособным или не доказал наличие ресурсов для восстановления платежеспособности, - рассказал глава ведомства, представляя сенаторам проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства, бюджетного, налогового законодательства и законодательства о железнодорожном транспорте".
Смаилов добавил, что предлагаемый законопроект направлен на решение этих проблем. Документ содержит несколько направлений.
"Первое, упрощение условий для применения процедур реабилитации и банкротства. Законопроект предлагает в качестве основания для обращения в суд должника или кредитора с заявлением о применении реабилитации рассматривать временную неплатежеспособность. То есть должник свыше четырех месяцев не исполняет обязательства. Это отправная точка", - пояснил он.
Соответствующие правила предусмотрены и при процедуре банкротства. Второе, планируется сократить сроков проведения процедуры банкротства.
"Ведущая роль в процедурах отведена кредиторам, так как это лица, прямо заинтересованные в исходе процесса. Собрание кредиторов затратно, и по времени, и по финансам, так как предполагает участие всех кредиторов. В свою очередь комитет кредиторов является представительным органом собрания и процедура его созыва проще. Передается ряд полномочий собрания кредиторов более мобильному комитету кредиторов. Также вносятся поправки, обеспечивающие баланс между интересами залогового кредитора и кредиторов социальной направленности. Сейчас залоговые кредиторы имеют абсолютный приоритет перед требованиями всех других кредиторов, включая оплату труда", - уточнил министр.
Поправками устанавливается, что залоговый кредитор вправе принять заложенное имущество в счет удовлетворения своих требований только после погашения требований по оплате труда в размере не более трех минимальных размеров заработной платы на одного работника. Помимо этого предлагается исключить состав "Ложное банкротство" и конкретизировать состав "Преднамеренное банкротство", сделав акцент на отчуждении имущества с целью уклонения от исполнения обязательств перед кредиторами.
"Третье, упрощенная ликвидация длительно бездействующих должников без возбуждения процедуры банкротства. Для ликвидации бездействующих предприятий законопроект предлагает упрощенную процедуру банкротства должников без привлечения администратора", - дополнил глава Минфина.
В заключение он отметил, что предлагаемые инициативы позволят на 32% активизировать применение субъектами бизнеса процедур реабилитации и банкротства. В свою очередь, сокращение сроков до 20% и затрат на их проведение до 40% положительно отразится на позиции Казахстана в рейтинге Всемирного Банка "Doing Businеss" .Данным законопроектом предлагаются поправки в Бюджетный кодекс, в закон "О железнодорожном транспорте", а также в закон "О введении в действие Кодекса РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет".