Сырьевая скрипка задает основной тон на экономической сцене. Как дела у МСБ в Казахстане

Поддержка малого и среднего бизнеса нуждается в эффективности.
Раушан Джапарова

О развитии малого и среднего бизнеса (МСБ) в Казахстане много сказано, много делается для улучшения делового климата и поддержки предпринимательства через различные госпрограммы, но по-прежнему этот сектор не стал движущей силой для всей экономики. Сырьевая скрипка все также задает основной тон на экономической сцене, передает Liter.kz.

По различным оценкам, доля малого и среднего бизнеса в структуре экономики Казахстана составляет на сегодня от 27,0 до 28,3 процента валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Много это или мало? Мало, с учетом того, что в так называемых развитых странах этот показатель, как минимум, вдвое больше.

Прибавьте к этому "производственную гигантоманию", оставшуюся от Советского Союза, когда целые города, которые стало принято называть моногородами, практически полностью зависят от одного или двух крупных промышленных гигантов.

"Есть такая мантра, что развитие малого и среднего бизнеса - это краеугольный камень развития экономики Казахстана. Если смотреть на статистику по СНГ, то наши страны исторически тяготеют к модели развития за счет крупных предприятий. На уровне менталитета предпринимательство является смелым шагом, на который решается не каждый – ввиду очевидных сложностей. Несмотря на то, что количественно предприятий МСБ сектора в среднем составляет более 99% от всех предприятий в Казахстане, при этом обеспечивая работой около 30% занятого населения, доля МСБ сектора в экономике остается низкой и составляет 27% ВВП", – считает управляющий партнер авторитетной консалтинговой компании KPMG Сакен Жумашев.

Он добавил, что для сравнения в развитых странах доля МСБ достигает от 50% до более 60% ВВП: к примеру, в Великобритании это 51%, в Германии — 53%, в Финляндии — 60%, в Нидерландах — 63%.

По официальным данным, прошлый год был успешным для казахстанских предпринимателей, число действующих субъектов малого и среднего бизнеса выросло на 11% и составило 1,3 миллиона. Объем продукции малого и среднего бизнеса вырос на 14% и составил 26,5 триллиона тенге.

Начат выпуск более 500 видов продукции, которая ранее не производилась в Казахстане, география экспорта также существенно расширилась – казахстанская продукция поставляется на рынки 120 стран мира. Казалось бы, бочка меда в виде успехов в наличии, если бы не пресловутая ложка дегтя. И не одна.

"Наряду с достижениями сохраняется ряд проблем. Это вопросы делового климата, рынков сбыта, доступного финансирования и так далее", - сказал Президент Касым-Жомарт Токаев на заседании Совета национальных инвесторов в мае этого года.

Для решения проблем необходимо сфокусироваться на таких задачах, как обеспечение благоприятной деловой среды через понятное законодательство, упорядочить ситуацию с проверками со стороны госорганов деятельности предпринимателей.

Другой вопрос, эффективная поддержка отечественного бизнеса. Напомним, что в прошлом году по поручению Елбасы было выделено 600 млрд тенге казахстанским банкам второго уровня для кредитования экономики на возвратной основе, из этой суммы 300 млрд тенге были выданы за счет средств Национального банка и такая же сумма из Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ). Из этой суммы 100 млрд тенге предполагается направить на развитие именно малого и среднего бизнеса.

Однако по состоянию на август этого года, по официальным данным, отечественные товаропроизводители из-за бюрократических проблем получили лишь малую часть этих средств – было одобрено всего 148 проектов на сумму 62,3 млрд тенге.

Причин несколько – от элементарно неправильно оформленных предпринимателями документов до недостаточности их залоговой базы.

В целом, государством ставится цель довести долю малого и среднего бизнеса в экономике страны до 35-40% к 2025 году. Задача сложная, но выполнимая. Для ее эффективного решения напрашивается определение, что же такое малый и средний бизнес? В Казахстане к этой категории могут отнести и небольшой продуктовый прилавок на базаре и заканчивая средним предприятием со штатом до 250 сотрудников.

Сакен Жумашев из KPMG предлагает поделить МСБ на две категории: первая – микро и малые; вторая – средние. При таком разделении аналитик констатирует, что микро и малые на сегодняшний день развиваются сами по себе и по факту им главное не мешать. То есть по большому счету под эту категорию подпадают предприниматели, ориентированные на внутренний рынок, и занятые в сфере торговли и услуг. Единственное, что им нужно - это нефинансовая поддержка в виде различных тренингов по финансовым инструментам и возможность получать быстрые кредиты на пополнение оборотных средств.

Огромный потенциал относится ко второй категории – средние компании. В большинстве случаев такие компании занимаются производством или же задействованы в сфере профессиональных услуг, такие как информационные технологии, образование и так далее.

Средние компании имеют возможность для экспорта своих товаров и услуг за рубеж и должны быть готовы конкурировать на разных рынках. При стандартном подходе успешный предприниматель из категории микро и малого бизнеса должен вырастать до уровня средней компании.

Конечно, можно поставить амбициозную цель по увеличению доли МСБ в экономике страны и до свыше 50%. Но нужно понимать, что это невозможно сделать без качественного образования, четкого плана и кропотливой работы по внедрению этого самого плана, считает аналитик.

Новости партнеров