Когда отдавать ребенка в школу. Плюсы и минусы раннего обучения

На что нужно обратить внимание родителям дошкольников? Свои рекомендации дают специалисты.
Мадина Мамырханова

Многие родители сегодня стоят перед трудным выбором - отправить ребенка в первый класс или оставить его еще на один год в детском саду. Кто-то считает, что, если ребенку шесть лет, то ему пора в школу, кто-то убежден, что физический возраст - это не показатель. Как понять, готов ли ваш ребенок к школе, читайте в материале Liter.kz.

Педагог центра Skillmix Лидия Крист считает неправильным брать за основу только умение ребенком читать, писать и считать. Главное - психологическая готовность. Основным ее критерием является умение им соблюдать определенные инструкции.

«Если вы просите малыша сделать что-то, а он не слышит просьбу или слышит только ее часть, то, значит, он пока не может воспринимать инструкцию. Если же он понял, что вы от него хотите, но не собирается выполнять задание, то это также является свидетельством того, что ребенку будет сложно учиться», - говорит эксперт.

Педагог центра Skillmix Лидия Крист. Фото из личного архива

Второй показатель готовности ребенка к посещению школы - это умение выполнять задание в несколько этапов: обдумывание предстоящей деятельности, поиск решение той или иной задачи или преодоление трудности при достижении результата. И если у ребенка возникают сложности с самоорганизацией, значит, говорит педагог, в школе ему будет очень сложно.

Свидетельством готовности к школе считается также умение самостоятельно найти и исправить ошибку, а также умение ребенка сосредоточиться.

«Если малыш не может сфокусировать свое внимание даже на несколько минут, то ему в первый класс рано. Кроме того, ученик должен уметь находить контакт со своими сверстниками, чувствовать коллектив и действовать сообща. Без этих навыков первокласснику придется сложно», - добавила Лидия Крист.

По ее словам, подготовку к школе нужно начинать заранее - за полгода или даже год. Летом лучше дать ребенку отдохнуть перед школой и набраться сил.

«Нужно помнить, что важен не объем знаний ребенка, а качество знаний, важно не учить читать, а развивать речь, не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики рук. Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, уметь слушать и слышать взрослого человека и выполнять задания по инструкции, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать», - отметила педагог.

В целом, по ее словам, будущий первоклассник должен знать: 

свою фамилию, а также имя и отчество;

дату рождения;

названия города и страны, в которой живет, свой домашний адрес;

как зовут родителей, где они работают;

уметь ориентироваться во времени, то есть знать времена года, их последовательность, время суток;

цвета;

названия геометрических фигур, их величины (больше - меньше, выше - ниже);

иметь пространственные представления (направо, налево, вверх и вниз) и основные обобщающие понятия, то есть то, что относится к этим группам.

Будущий первоклассник также должен уметь самостоятельно обслуживать себя: завязывать шнурки, переодеваться, убирать за собой принадлежности, пользоваться ножницами, вырезать различные фигуры, заниматься самостоятельно делом, требующим сосредоточенности, в течение 30 минут.

Важно также, чтобы он умел составлять рассказы по картинке, читать наизусть стихи, считать до 10 и обратно, рисовать, и раскрашивать, сравнивать и исключать лишнее, делать какие-то выводы, понимать и точно выполнять словесные инструкции взрослых.

«Родители должны помочь малышу психологически понять и принять все изменения, которые происходят и еще произойдут в его жизни. Ни в коем случае нельзя будущего первоклассника пугать школой, нужно заранее объяснить ребенку, что у него будет другой режим. Также нужно будет показать здание школы, провести экскурсию, чтобы он мог погулять по коридорам, посмотреть классы. Ему нужно говорить о школе в положительном ключе, ребенок нуждается в психологической поддержке взрослого, ведь он волнуется в преддверии перемен в своей жизни», - резюмировала Лидия Крист.

С ней солидарна логопед-дефектолог Малика Байлина. Она отметила неблагоприятную тенденцию: в последние годы детей с недоразвитием речи становится все больше. Одной из причиной этого является недостаток общения ребенка со взрослыми, малоподвижный образ жизни и чрезмерное увлечение гаджетами.

«Речь малыша формируется только в процессе непосредственного общения его со взрослым, в совместной деятельности, в эмоционально-положительных ситуациях. Чем больше взаимодействие ребенка и взрослых, которые его окружают, тем лучше ребенок воспринимает языковые особенности родной речи. А сейчас родители очень заняты или тоже сидят в гаджетах и меньше уделяют времени ребенку и, соответственно, имеющиеся у ребенка речевые проблемы остаются без должного внимания», - пояснила она.

Увлечение гаджетами снижает двигательную активность ребенка. Очень важно, чтобы до пяти лет у него сформировалась моторика (умение бегать, прыгать и лазать), также должны быть хорошо развитыми баланс и координация.

«Моторно-речевую сторону важно активно развивать до пяти лет, а не увлекаться в этом возрасте написанием букв. С пяти лет постепенно уже можно готовить его к школе. До пяти лет важно, чтобы он двигался, овладел всеми навыками самообслуживания, достаточно ясно и четко умел говорить", - добавила эксперт.

По ее словам, к школьному возрасту у ребенка должны быть развиты все компоненты речи:

правильное произношение всех звуков;

хороший словарный запас;

правильное построение фраз, владение грамматическими категориями речи;

хорошая связанная речь, то есть ребенок должен уметь пересказывать какой-то текст или рассказывать о том, что видел, где был, что делал, и при этом его речь должна быть информативной, связной и последовательной.

"Важнейший компонент речи - умение определять на слух, с какого звука начинается слово, каким оканчивается, сколько звуков в слове", -  отметила собеседник издания.

Специалист поспешила успокоить, пояснив, что все дефекты речи поддаются корректировке. Главное - решать все эти трудности до школы, не успокаивая себя тем, что все само собой как-то образуется.

Факторы, которые должны насторожить родителей в отношении речевого развития ребенка:

уже в момент рождения и в раннем возрасте - если нет ярко выраженного крика;

если ребенок в грудном возрасте плохо сосет - это говорит о том, что язык плохо двигается;

в первый год жизни - если нет активного лепета с разными интонациями;

если нет «комплекса оживления» при появлении мамы;

в полтора года - если нет первых слов;

в два года - если нет хотя бы 20 слов;

если в три года нет речи у ребенка;

если в четыре года у ребенка «каша» во рту, если речь бессвязная, непоследовательная, если звуки четко не произносятся.

"Часто мы слышим претензии к начальной школе, к плохой работе учителей: не научили читать и писать. Но перед учителем, чтобы он смог дать все нужные знания, должен быть ребенок, который готов эти знания усваивать. И это ответственность родителей, чтобы 1-го сентября такой ребенок пришел в школу", - резюмировала Малика Байлина.

24 апреля психолог рассказала, как бороться с гаджетозависимостью у детей.

30 апреля министр образования и науки Асхат Аймагамбетов сообщил, каким будет следующий учебный год для школьников.

Новости партнеров