Директор республиканского центра помощи предпринимателям Дмитрий Казанцев выразил сомнения в объективности доводов авторов обращения к Президенту РК, считающих отказ от патентов в торговле преждевременным. В начале декабря сразу несколько торговых объединений республики составили коллективное обращение к Касым-Жомарту Токаеву с просьбой в очередной раз перенести поправки в налоговое законодательство, вступающие в силу с 1 января 2020 года, на более поздний срок, передает корреспондент Liter.kz.
В частности, предприниматели просили не сокращать перечень видов деятельности, где разрешено применять патент, поскольку эта мера грозит им увеличением налоговой нагрузки почти на 30%. Также они выступили за перенос нормы использования кассовых аппаратов на более поздний срок.
Напомним, с 1 января в соответствии с изменениями в Налоговом кодексе предприниматели, осуществляющие торговую деятельность, больше не смогут работать по патенту и должны поменять режим налогообложения на любой из трех оставшихся – упрощенный или общеустановленный режим, либо фиксированный вычет. Отметим, эти поправки однажды уже переносили – с 2018 на 2020 год.
Тогда предприниматели тоже говорили, что не готовы к подобным новшествам, и предрекали расцвет теневой экономики. Государство услышало частных предпринимателей и дало им два года на адаптацию. И снова "дежавю". Бизнесмены почти в том же составе опять просят отсрочку. Лейтмотивом этих просьб приводится перспектива, что не готовый к новым правилам игры бизнес просто уйдет в тень.
Совершенно противоположное мнение у эксперта в области налоговых платежей Дмитрия Казанцева.
“В патенте нельзя использовать труд наемных работников, но в сфере торговли у большинства есть сотрудники, – высказал свою точку зрения директор республиканского центра помощи предпринимателям Дмитрий Казанцев, – Предприниматель, работающий на патенте, оплачивает налог вперед от предполагаемого дохода, а по истечении срока патента, корректирует его в сторону уменьшения или увеличения. Так это должно быть. Но никто на патенте никогда не производил эту корректировку. Но мы ведь все понимаем, что торговля – это не аренда, чтобы можно было указать точную сумму и ее не корректировать. Следовательно, никто из предпринимателей на патенте в сфере торговли никогда и не показывал свои реальные цифры. Все это разве не тень?”
По мнению налоговиков, предприниматели в сфере торговли на патенте, а их в стране около полумиллиона, на 70-80% скрывают свои доходы. И решение перевести торговлю в другой режим налогообложения, как раз и было обусловлено тем, чтобы вывести этот огромный пласт бизнеса на чистую воду.
"Не может быть квартальной фиксированной суммы дохода. Налоги в торговле должны платиться не вперед, а по факту. Только так можно показать свои реальные доходы", – уверен Казанцев.
Следующий довод представителей торговли, не желающих расставаться с патентами, это налоговая разница между режимами в сторону увеличения. После патента удобней всего работать по "упрощенке". Разница между ними составляет всего 1%. Патентная ставка – 2% вперед, а "упрощенная" – 3% по факту. Оппоненты изменений в налоговом кодексе уверяют, что разница в 1% очень сильно ударит по бюджету малых предприятий, что может даже привести к их закрытию. Но такая постановка вопроса сегодня не актуальна. Включая его в список "за" продление сроков переходного периода, подписанты обращения к Президенту не учли налоговое послабление, инициированное Главой государства для поддержки малого бизнеса. Изменения в налоговом кодексе коснулись не только исключения торговли из сфер, где можно работать по патенту. С 1 января 2020 года и на протяжении трех лет предприниматели на "упрощенке" не будут платить этот основной 3% налог. А значит, вопрос по разнице вообще отпадает сам собой.
Также малый бизнес просит перенести сроки обязательного использования кассовых аппаратов для тех, кто работает на патенте. Ассоциации – торговых предприятий, прямых продаж, Независимый союз профсоюзов по защите малого и среднего бизнеса, Союз независимого автобизнеса Казахстана, группа компаний "Учет.кз" подсчитали, что на реализацию этой нормы закона потребуется 39 млрд тенге.
Эксперты такой суммой крайне удивлены. Ведь есть бесплатные онлайн-платформы, кроме того, государство компенсирует покупку кассовых аппаратов стоимостью до 60 тыс. тенге.
“Наличие кассового аппарата – это защита прав потребителей. Его должны иметь все предприниматели, – говорит Дмитрий Казанцев. – Если говорить о POS-терминалах, то и здесь не все так плохо, как пытаются преподнести оппоненты налоговых изменений. Кому-то их дает банк в пользование, есть аналоги POS-терминалов в пределах 20 тыс. тенге, а со следующего года денежные переводы приравняют к POS-терминалам. Это значит не надо будет тратиться на них. Сейчас даже разрешили предпринимателям использовать переводы между физическими лицами с условиями, что будет пробит чек”.
Дмитрий Казанцев уверен: проблема, озвученная казахстанскими ассоциациями торговли – надуманная