Акимат Шымкента научился профессионально игнорировать инвалидов

В Шымкенте инвалиды-сироты рассказали, что не могут решить затянувшийся на годы квартирный вопрос и попасть на прием к акиму.
Ирина Абрамова

Выпускники Коксайекского детского дома для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, отчаявшиеся решить квартирный вопрос, рассказали о своей истории корреспонденту Liter.kz.

Без права на приватизацию

Меня встретила хозяйка дома Наталья Смирнова - приветливая женщина, неравнодушая к проблемам других людей. Она переживает и заботится обо всех своих подопечных – таких же как и она выпускниках детского дома для инвалидов. Среди них - Оксана Фокина. У Оксаны - врожденное частичное отсутствие рук. Это красивая и улыбчивая девушка. Оксана закончила университет им.Сапарбаева в Шымкенте по специальности "бухгалтерия и аудит", но найти работу по профессии не может. Сейчас она подрабатывает оператором службы "Инватакси".

С 2014 года Оксана - сирота и инвалид 1 группы - живет в квартире, которую ей выдали по программе "Занятость-2020". При получении жилья ей обещали, что через пять лет она сможет его приватизировать. На это как раз имеют право инвалиды 1 и 2 групп. По словам Оксаны, она обегала все возможные инстанции. Чиновники ссылаются на закон "О жилищных отношениях", где сказано, что служебное жилье можно только выкупить по остаточной стоимости. Возникает резонный вопрос: где человек, имеющий инвалидность, сможет взять такие средства? 

"Я подала документы на приватизацию, мне в жилищной инспекции отказали. Затем обратилась к нескольким юристам, которые пояснили, что как инвалид первой группы я могу приватизировать квартиру бесплатно. Юрист же в управлении жилья и жилищной инспекции говорит, что я имею право только на приватизацию жилья по остаточной стоимости. Говорят эта программа "Занятость- 2020" закрылась и все наши дома перешли к ЖКХ (управление жилья и жилищной инспекции). Если дома передали, почему я не могу приватизировать свою квартиру? Никто не может ответить на этот вопрос! В ноябре я написала акиму, но пока ответа не последовало. Зато поступило 14 смс с уведомлением, что пришлют ответ. Хотела записаться на прием к акиму, но, увы, в этом году уже не было записи", - рассказала Оксана Фокина.

Оксана вспоминает все семь кругов ада, которые ей пришлось пройти, чтобы получить жилье.

"Когда сдавала документы, попросили устроиться на работу. Я им объясняю: у меня как у инвалида все равно нет пенсионных отчислений. Но меня все равно устроили в ЛТД "Турмыс", где я проработала полгода. А перед тем как выдавать квартиру, снова говорят: срочно увольняйтесь. Уволилась - выдали квартиру. Прошел месяц, мне начали звонить с просьбой вновь трудоустроиться. И так три месяца, хотя в то время я училась в университете",- говорит Оксана Фокина.

Полтора месяца назад Оксана была  на  приме  в Шымкентском филиале  партии  "Nur Otan",  проведенном  в  рамках партийного  проекта  "Кедергісіз  келешек". Там  ей  пояснили,  что  выделенная  ей  в  2014  году  по программе  "Занятость-2020" квартира  является  служебной, а  согласно  Закону  РК  "О  жилищных  отношениях"  граждане  Республики  Казахстан  могут приватизировать  занимаемые или служебные жилища по остаточной  стоимости,  если  они прожили  в  служебном  жилище не  менее  пяти  лет.  И  для  приватизации  квартиры  девушке посоветовали  обратиться  в управление  жилья  и  жилищной инспекции города Шымкента. 

Долгая очередь на заветное жилье

Когда Надежде Климовой  было четыре года, ее оставили босиком на холодной веранде дома. Дверь захлопнулась и два часа ребенок провел на 30-градусном морозе. Стопы потом пришлось ампутировать, началась гангрена. Мать Надежды лишили родительских прав, а ее привезли в Южный Казахстан в единственный в то время в Казахстане детский дом для инвалидов.

Недавно хозяйка жилья, где живет Надежда, подняла арендную плату. Для девушки, которая не может найти работу, это стало тяжелым испытанием. Надежду позвала жить к себе соседка, а после публикации в соцсетях в акимате Каратауского района нашли бизнесмена, который согласился оплачивать Наде аренду квартиры, пока она не получит собственное жилье. Но это не выход, говорит девушка, уточняя, что за два года ее очередь почти не сдвинулась, тогда как все ее друзья по детдому уже давно получили жилье.

"Я столько времени в закрытые двери стучусь, два года пыталась попасть на прием к акиму. То прием недоступен, то доступен. Сделали запись по интернету, я оставляла пять-шесть заявок, но так меня и не приняли. В управлении жилья и жилищной инспекции говорят: ждите своей очереди. За четыре года моя очередь подвинулась человек на 500. Сейчас в очереди на жилье я 705-я", - разводит руками Надежда Климова.

В 2016 году квартиры выдали всем выпускникам, а Наде отказали, объяснив, что у нее…всего лишь 3 группа инвалидности.

"Как это понимать?! Всем раздавали в три этапа в прошлом году! А ее все время двигали, почему? Она же сирота и инвалид. Обещали весной, потом осенью, потом все-таки к концу 2020", - говорит Наталья Смирнова.

В официальном ответа управления жилья и жилищной инспекции поясняют, каким образом двигалась очередь Надежды. В 2016 - 11-тысячная, в 2017 - 998, 2018 - 963, в 2019 - 705.

"Была проведена встреча с Н.Климовой, ей предложили до подхода очереди на жилье комнату в общежитии по адресу: ул.Терешкова, №18, 24 секция, комн.№101. Однако она отказалась, так как санузел был общего пользования. Кроме этого, была предложена комната в доме юношества, по ул.Байтурсынова, но она отказалась, так как там не разрешатся жить с питомцем(котом). В настоящее время жилищный вопрос Н.Климовой решился за счет спонсоров. Заселением занимался Каратауский акимат", - следует из официального ответа ведомства.

Если может показаться, что Надежда избалована, то это не так, отмечает автор материала. Ради прописки в городе, которая требовалась чтобы встать в очередь на жилье, ей полгода пришлось жить в приюте для людей без определенного места жительства. В то время Надежда работала и маляром на заправке, и няней, так как на доход в 35 тысяч прожить невозможно. 

После пережитой в детстве трагедии Надежда не переносит холод.

Побывав в квартире Натальи Смирновой, понимаешь: если бы не привычка всю жизнь противостоять существующим только для здоровых граждан условиям жизни, люди с инвалидностью просто не смогли бы в них существовать.

В доме Натальи все приспособлено для ее роста: пришлось спустить до пола газовую плиту и мойку, стол и диваны с кроватями. Удобную прогулочную электроколяску подарили спонсоры, но она совсем не подходит для дома, поэтому в помещении Наталья передвигается на низком стульчике на колесах. Неравнодушный предприниматель подарил душевой поддон, без него человеку на коляске невозможно попасть в ванну.

На запрос в управление занятости и социальной защиты, какие средства для облегчения жизни инвалиды могут получать по запросу и на что имеют право, ответа не последовало. Хотя специалисты управления дважды перезванивали, чтобы уточнить, по какой причине журналист обращался в канун праздника.

Что пообещали чиновники

При подготовке материала автору позвонила и.о. заместителя начальника управления жилья и жилищной инспекции акимата Шымкента Гульнара Аширбаева и сообщила, что вопросом приватизации квартиры Оксаной Фокиной здесь будут заниматься сами. Оказалось, что таких как Оксана, очень много. Теперь передачу жилья в ведение управления жилья нужно решать на уровне двух министерств - труда и социальной защиты населения РК, а также индустрии и инфраструктурного развития РК. Специалисты управления пообещали, что отправят запросы в оба ведомства. Что касается Надежды, чиновники пояснили, что придется ждать своей очереди.

P.S. Несмотря на трудности, которые пережили героини материала, они излучают позитив и жизнелюбие. Хочется надеяться, что в ближайшее время квартирный вопрос решится в их пользу.

Новости партнеров