Налоговые органы осуществляют анализ данных налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками (налоговыми агентами), сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика (налогового агента).
На основании результатов такого анализа с 1 января 2019 года внедрено категорирование всех налогоплательщиков (налоговых агентов) путем отнесения их деятельности к категориям низкой, средней или высокой степени риска и дифференцированное применение мер налогового администрирования.
Критерии степени рисков являются конфиденциальной информацией, за исключением критериев, указанных в пункте 1 статьи 137 Налогового кодекса. Порядок применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией, утвержден приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20.02.2018г. №252 (далее – Правила).
С целью минимизации жалоб со стороны налогоплательщиков и устранения разночтений в применении Правил, КГД МФ РК разработан проект методики порядка расчета критериев, не являющихся конфиденциальной информацией.
Информирование налогоплательщика, предусмотренное пунктом 4 настоящих Правил, осуществляется не позднее первого числа первого месяца полугодия, на который производится категорирование налогоплательщиков, с 1 января 2019 года посредством web-приложения "Кабинет налогоплательщика" и с 1 июля 2019 года посредством обработки запроса на сайте.
Для оценки степени рисков используются следующие источники информации:
результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом категорирования, в том числе посредством автоматизированных систем;
результаты проверок;
результаты иных форм контроля;
результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями.
Категорирование налогоплательщика к той или иной степени риска будет производиться по 13-ти критериям:
"Налоговая нагрузка";
"Среднемесячная заработная плата на одного работника";
"Отражаемые в налоговой отчетности суммы расходов и доходов";
«Сделки с налогоплательщиками, имеющими взаиморасчеты с лицами, снятыми с регистрационного учета по НДС, в том числе ликвидированными, бездействующими, банкротами»;
«Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов»;
«Многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность»;
«Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля»;
«Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы»;
«Участие в налоговом мониторинге»;
«Применение налогоплательщиком контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных»;
«Выписка счетов-фактур в электронном виде»;
«Использование налогоплательщиком стандартного файла проверки»;
«Применение контрольного счета по НДС».