Значительные изменения на отечественном политическом Олимпе, противоречивые подробности смерти сотрудника казахстанского посольства в Каире и что предрекают Казахстану противники принятия Кодекса о здоровье в том виде, в каком он есть сейчас? – коротко о самом интересном за неделю.
Сразу несколько видных политических деятелей Казахстана покинули свои посты на этой неделе. Канат Бозумбаев распрощался с Министерством энергетики, где проработал три года. С 18 декабря он является помощником Президента Казахстана.
Позже пресс-секретарь Минэнерго объяснил причину увольнения Бозумбаева. Сообщается, что экс-министр перенес операцию на шейном отделе позвоночника, вследствие чего по состоянию здоровья должен "минимизировать транспортные поездки и авиаперелеты". Также медики рекомендовали пациенту "длительное физиотерапевтическое восстановление", оказавшееся несовместимым с должностью министра, ведь последняя "подразумевает под собой частые поездки и перелеты в регионы".
Таким образом, добросовестное исполнение министерских обязанностей оказалось под угрозой. Канат Бозумбаев, как сообщает его теперь уже бывший пресс-секретарь, вынужден был доложить Президенту о состоянии своего здоровья. И надо полагать, был услышан. Вот уж действительно, не было бы счастья, да несчастье помогло!
Имангали Тасмагамбетов, последние два года занимавший пост чрезвычайного и полномочного посла Казахстана в России, вышел на пенсию.
Это было его собственное желание. Исходя из этого, министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди предположил, что "в системе МИД Тасмагамбетов не останется".
Временно исполняет обязанности посла Казахстана в России советник-посланник Нуржан Каджиакбаров. Насколько растянется это "временно", пока неизвестно. На этой неделе Глава государства провел ряд назначений на должность послов Казахстана. Однако России в списке пяти государств, где к своим посольским обязанностям приступили новые назначенцы, не оказалось.
Немало кривотолков вызвала загадочная смерть казахстанского дипломата в Египте. Его тело в подъезде собственного дома в Каире обнаружила беременная супруга. По словам женщины, оно было "все в грязи и крови", что исключает версию самоубийства.
Сообщалось также, что у погибшего были связаны сзади руки. Позже официальный представитель МИД РК Айбек Смадияров опроверг эту информацию, заявив, что при обнаружении второго секретаря посольства в Египте Еламана Жолдасова "его шея была обвязана бельевой веревкой, перекинутой через перила лестницы". Также спикер сообщил об "отсутствии на теле каких бы то не было синяков и ссадин". И отметил, что "жилой комплекс, где проживал дипломат, находился под круглосуточной охраной, и чужих людей там быть не могло", о чем также свидетельствуют изъятые каирской полицией записи с видеокамер.
По версии следствия, причина смерти казахстанского дипломата – суицид. Однако вдова умершего Айнура Молдабаева не верит в это. В своем видеообращении к Касым-Жомарту Токаеву, генеральному прокурору, главе МВД и Министерству иностранных дел она приводит совершенно противоположные факты. Так, например, женщина утверждает, что мужа она обнаружила в "лежачем положении около квартиры в луже крови около головы и с веревкой на шее, которая была привязана к перилам". Айнура Молдабаева рассказала о том, что "брюки ее супруга были в пыли с задней нижней стороны, а в подъезде были видны следы борьбы". Также вдова сообщила о том, что накануне трагедии Еламан ушел с местным журналистом якобы на встречу с арабскими инвесторами и больше живым она его не видела.
Автор видеообращения предполагает, что "Египет, возможно, боится версии убийства из-за политической огласки", поэтому и не оглашает всех фактов. Женщина даже указала на возможный мотив убийства. По словам представителей посольства Казахстана в Египте, Еламан Жолдасов брал деньги для проведения пиар-компаний. О какой сумме идет речь, не сообщается. Однако известно, что эти деньги пропали. Все это, по мнению вдовы казахстанского дипломата, достаточные веские аргументы для начала "тщательного и беспристрастного расследования". Об этом женщина и просит Президента Казахстана.
А казахстанцев тем временем атакуют вирусные сообщения в WhatsApp с просьбой подписать петицию об отзыве нового Кодекса о здоровье из парламента.
Авторы петиции предлагают запретить предлагаемую поправку о том, что вывоз органов с территории Казахстана разрешен в случае необходимости оказания медпомощи, в том числе "и реципиентам, проживающим за рубежом и ожидающим трансплантации", поскольку опасаются в этом случае роста преступлений.
"То есть Казахстан станет некой фабрикой в мире трансплантологии. У нас действует презумпция согласия на изъятие органов! (…) То есть, по умолчанию, мы все согласны на изъятие органов после смерти, если при жизни не напишем отказ! (…) И статьей 215 проекта, пункт 8, хотят исключить права ваших близких препятствовать изъятию органов после вашей смерти, так как отказ возможен только при жизни самим человеком", - говорится в тексте.
Реакция представителей мажилиса парламента, где сейчас на рассмотрении находится данный документ, не заставила себя долго ждать. Как сообщила руководитель рабочей группы, депутат мажилиса парламента РК, член комитета по социально-культурному развитию Зауреш Аманжолова, во-первых, проект "Кодекса о здоровье населения и системе здравоохранения" находится еще в работе. Так, например, "в сравнительной таблице на сегодня 678 позиций, из которых принято 367, не приняты 2, на доработке 255". А во-вторых, на доработке среди прочего как раз и находятся вопросы трансплантологии, в том числе и "переправка органов для трансплантологии за рубеж только для нужд граждан Республики Казахстан".
Кстати, в понедельник, 23 декабря в Медицинском университете Астаны состоится обсуждение Кодекса с участием министра здравоохранения Елжана Биртанова, который уверен, что "те, кто хочет вернуть всю проделанную с осени этого года работу на нулевую точку", или "боятся прогресса или недопонимают открывающиеся для пациентов и врачей позитивные изменения".