Процессы глобализации и социально-экономической интеграции приводят к необходимости корректировки действующих моделей национальных экономик с позиций дальнейшего развития собственного экономического потенциала государств и их конкурентоспособности на международных рынках. Особую роль здесь играют транспортно-транзитные возможности стран. В Казахстане центральным «узлом» в этом отношении является столица – город Нур-Султан. Первый Президент РК – Елбасы Нурсултан Назарбаев с первых лет обретения Независимости обозначил курс на раскрытие имеющегося потенциала.
Казахстан в силу своего стратегического положения просто не может оставаться в стороне от основных международных торговых путей. Как известно, наше государство находится в центре Евразийского континента между емкими и динамично развивающимися рынками Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии. Особую значимость развитию национальной транспортной системы также придают большая территория страны и относительно низкая плотность населения, а также существенное рассредоточение сырьевых и производственных ресурсов.
Международная практика показывает, что неадекватное развитие транспортных систем приводит к неоправданно завышенным затратам в сферах производства и предоставления услуг, сдерживанию развития практически всех отраслей хозяйственной деятельности, ограничению социальных гарантий граждан.
Рациональное же использование транзитно-транспортных возможностей стимулирует ускоренное развитие сопряженных отраслей и сфер экономики.
В 2014 году Казахстан начал реализацию комплексной программы «Нұрлы жол», направленной на модернизацию инфраструктуры страны. Эта масштабная программа позже была сопряжена с глобальными инициативами КНР, что стало показателем верно выбранной стратегии.
Источниками финансирования реализации мероприятий и проектов предусматриваются республиканский и местные бюджеты, средства международных финансовых организаций, государственно-частное партнерство, а также частные инвестиции на общую индикативную сумму 5 559 439 млн тенге, говорится в утвержденной программе «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы.
Как отметил в 2015 году Елбасы, «Нұрлы жол» является эффективным антикризисным инструментом, привлекая инвестиции и создавая новые рабочие места.
– Необходимо держать на постоянном контроле вопрос строительства и реконструкции автомобильных дорог «лучевым» способом от Астаны. Данные работы будут иметь мультипликативный эффект, обеспечивая производителей заказами на поставку техники и строительных материалов. В непростое для экономики время это станет драйвером ее развития. Свою поддержку окажет и Китайская Народная Республика, поскольку наша страна включается в «экономический пояс» Шелкового пути, – сказал Нурсултан Назарбаев.
Первый Президент подчеркнул, что создание международного финансового центра в Астане также потребует проведения работ по развитию транспортно-логистической сферы.
– Необходимо связать столицу с такими ведущими финансовыми центрами, как Дубай, Франкфурт, Гонконг. Сфере гражданской авиации следует к этому подготовиться, осваивать новые маршруты. В то же время мы должны создать авиакомпании для расширения внутренних рейсов, – подчеркнул Елбасы.
В рамках «Нұрлы жол» проводится масштабная работа по строительству новых железнодорожных, автомобильных магистралей, реконструкции инфраструктуры морских портов и аэропортов. В частности, реализован ряд крупных проектов, обозначенных в Плане инфраструктурного развития. В целях развития транспортной системы западных регионов возведено три новых грузовых терминала, позволяющих расширить морской порт Актау.
Прилагаются необходимые усилия для реализации задачи по превращению Казахстана в транспортно-логистический хаб Евразии. Для этого ведется работа по строительству логистической инфраструктуры как внутри страны, так и за рубежом. Так, планируется, что объем контейнерного потока по маршруту Китай – Казахстан – Европа вырастет в 15 раз. Кроме того, прорабатывается вопрос организации транзитных перевозок в Индию.
Хочешь стать богатым, построй дороги
Об эффективной кооперации двух стран Елбасы рассказал в апреле 2019 года на открытии второго Форума международного сотрудничества «Один пояс, один путь»:
– Китайская мудрость гласит: «Хочешь стать богатым, построй дороги». Это в полной мере относится к истории Великого Шелкового пути, который мы сообща воссоздаем сегодня. Две тысячи лет назад благодаря смелости и предприимчивости людей Евразия уже была объединена в единую сеть дорог. Это был первый в истории человечества прообраз глобализации.
Нурсултан Назарбаев отметил, что за последние тридцать лет было множество концепций возрождения Шелкового пути в Евразии, которые так и не были реализованы.
– На мгновенье могло показаться, что будущий тренд развития человечества уже предопределен. Однако предложенная в 2013 году в Казахстане Китаем модель Шелкового пути стала не только жизнеспособной в современных геополитических условиях, но и успешной за эти прошедшие пять с половиной лет ее развития, – сказал Елбасы.
Нурсултан Назарбаев отметил, что инициатива «Один пояс, один путь» представила новую модель глобализации.
– Исторический цикл вновь возвращает центр мировой гравитации на Восток. Мы видим, что сегодня Азия действительно стала регионом XXI века. 28% мирового ВВП уже сконцентрировано здесь, и эта цифра будет только расти. Уже сейчас тренд истернизации предлагает новые ориентиры кооперации, – сказал Первый Президент Казахстана.
Елбасы также указал на существующий потенциал сопряжения проекта Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза.
– Инициатива «Один пояс, один путь» смогла обойти вызовы географии и неравенства в развитии. Евразия вновь становится единой. Как и две тысячи лет назад, в единую сеть сейчас связаны самые разные и отдаленные части нашего континента. За короткий период мы совместно смогли построить экономические коридоры, которые обошли сложные природные ландшафты и геополитические противоречия, – сказал Нурсултан Назарбаев.
Первый Президент Казахстана отдельно остановился на результатах инфраструктурного развития и повышения транзитно-транспортного потенциала.
– За последние десять лет Казахстан инвестировал в развитие инфраструктуры, транспортно-логистических активов и компетенции порядка 30 миллиардов долларов. Модернизированы или введены в эксплуатацию почти 3 тысячи километров национальных железных дорог и 12,5 тысячи километров автомагистралей. Реконструированы отечественные морские и воздушные гавани. В результате за короткий срок в стране был создан современный и конкурентноспособный транзитный хаб, – сказал Елбасы.
Кроме того, Нурсултан Назарбаев рассказал о логистических проектах, осуществляемых при активном участии Казахстана.
– С 2016 года успешно реализуется план по сопряжению программы «Нұрлы жол» с Экономическим поясом Шелкового пути. Через Россию и Казахстан Европу с Китаем соединила высококлассная межконтинентальная автомагистраль «Западная Европа – Западный Китай». Нашей страной построен логистический терминал в китайском порту Ляньюньгань. Набирает обороты введенная в строй железная дорога «Казахстан –Туркменистан – Иран – Персидский залив». Казахстанские порты Актау и Курык обслуживают возрастающие объемы перевалки грузов из Китая на Южный Кавказ, Турцию и далее в Европу, – сказал Первый Президент Казахстана.
Один из приоритетов партии «Nur Otan»
Как было сказано выше, особое место в транспортной инфраструктуре страны занимает город Нур-Султан. Интеллектуальную транспортную систему уже можно назвать обязательным элементом в структуре управления логистикой любого современного города. На сегодняшний день в нашей столице насчитывается 25 мостов, 11 путепроводов, 8 транспортных развязок.
Добавим, что дальнейшее развитие транзитно-логистического потенциала страны является одним из приоритетов партии «Nur Otan». В Предвыборной программе партии «Nur Otan» до 2025 года «Путь перемен: Достойную жизнь каждому!» говорится, что для закрепления лидирующей транзитной роли Казахстана на Евразийском континенте будет обеспечено привлечение новых стран и компаний за счет повышения сервиса и скорости транзитных маршрутов, что позволит увеличить к 2025 году объем перевозок транзитных грузов всеми видами транспорта более чем в 1,5 раза, до 30 млн тонн, в том числе контейнерных перевозок – в 2 раза.
Раушан ДЖАПАРОВА, Нур-Султан