Казахстан не соблюдает принципы Парижского соглашения по парниковым газам

Выбросы парниковых газов уже превышают взятые обязательства.
Илья Огурцов

Несмотря на то, что Казахстан взял на себя обязательства в рамках Парижского соглашения сократить к 2030 году выбросы парниковых газов на 15%, они будут только расти, заявил на заседании Правительства министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев. Пытаясь решить эти проблемы, страна приступила к разработке Стратегии низкоуглеродного развития до 2050 года, также уже разработан проект нового Экологического кодекса, который 24 декабря одобрило Правительство, передает Liter.kz.

Как пояснил Мирзагалиев, фактические эмиссии загрязняющих веществ в атмосферу по итогам 2018 года составили 2,5 миллиона тонн, ежегодный прирост – 100 тысяч тонн. Основная доля объемов выбросов в регионах, а это порядка 56%, приходится на Карагандинскую и Павлодарскую области.

"Если не принять соответствующих мер, то по прогнозу в 2030 году эмиссии загрязняющих веществ составят 3,6 миллиона тонн", - подчеркнул он.

Продолжая тему, он остановился на выбросах парниковых газов.

"Казахстан взял на себя обязательство по сокращению выбросов парниковых газов на 15% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года по Парижскому соглашению. Однако уже сегодня выбросы парниковых газов в Казахстане превышают данный уровень. При этом, с учетом роста экономики, выбросы парниковых газов будут только расти. Для принятия необходимых мер по сокращению выбросов парниковых газов, министерство при поддержке немецкой стороны приступило к разработке Стратегии низкоуглеродного развития до 2050 года", - проинформировал Мирзагалиев.

Говоря про проект нового Экологического кодекса, министр отметил, что документ построен на семи основных принципах. Первый – "загрязнитель платит и исправляет".

"Существующий экономический механизм природопользования (система платежей и их планирование) не снижает загрязнения окружающей среды, что требует пересмотра и внедрения нового подхода. Принцип "загрязнитель платит" впервые был сформулирован экспертами ОЭСР в 1972 году. Он подразумевает меры по предотвращению загрязнения и контролю, но также ответственность за восстановление от ущерба окружающей среде. Таким образом, государство должно создать такие условия при которых природопользователям выгоднее принять меры по недопущению негативного воздействия на окружающую среду, чем платить экологические штрафы. Одним словом, механизм превенции. Кроме того, загрязнитель, причинивший вред экологии, обязан восстановить окружающую среду до первоначального уровня", – подчеркнул Мирзагалиев.

Второй принцип – новые подходы оценки воздействия на окружающую среду.

"По действующему Экологическому кодексу требование о прохождении процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) применяется практически ко всем, то есть 19 тысячам предприятий. Подобный подход малоэффективен и нецелесообразен. Поэтому в новом Экологическом кодексе предлагается такое требование применять только в отношении 2,6 тысячи предприятий первой категории, на которых приходится 80% выбросов. При этом, общественность участвует во всех стадиях четырех ОВОСа", – объяснил он.

Третий принцип – внедрение наилучших доступных технологий и экономические меры стимулирования – предусматривает внедрение наилучших доступных технологий (НДТ). Для этого промышленные предприятия будут проходить технологический аудит.

Четвертый принцип – направление платы за эмиссии на экологические мероприятия, в рамках которого предусматривается обязательное финансирование природоохранных мероприятий за счет поступающих экологических платежей в объеме 100%.

Пятый принцип – создание автоматизированной системы мониторинга выбросов.

Шестой принцип – усиление экологического контроля – предусматривает изменения в Предпринимательский кодекс, в части проведения проверок по фактам, непосредственно затрагивающим условия жизнедеятельности населения.

Седьмой принцип – совершенствование управления отходами производства и потребления.

Новости партнеров