Развитие сотрудничества между тюркскими народами – приоритет деятельности Елбасы, Политический аналитик Айдар Амребаев дал свою оценку международной деятельности Нурсултана Назарбаева по объединению народов единого тюркского корня.
Как известно, тема общности тюркских народов, былой мощи и силы объединенного государства, проходит красной нитью сквозь всю нашу общую культурную историю. Так, в великом письменном памятнике нашей древней истории, - Большой надписи Кюльтегину, мы находим следующие слова: «Я был народом, составлявшим племенной союз, где теперь мой Эль (т.е. единое государство тюрков - прим. авт.)?» Ведь когда-то, когда тюрки были единым народом, они обладали могуществом, когда всех вокруг, «имевших колени, заставили преклонить колени, а имевших головы, они заставили преклонить головы»…
Не случайно и в нашей казахской кочевой традиции, одним из главных императивов силы народа провозглашается единство: «Бірлік бар жерде, тірлік бар» (В единстве сила и способность к действию - прим. авт.)…
В нашей новейшей истории, правительства Алаш Орды и Туркестанской автономий провозглашали общность тюркских народов в качестве главного культурного основания будущей независимости. В своей книге «В потоке истории» Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев так охарактеризовал заслуги деятелей Алаш Орды: «В начале ХХ века задачу выработки казахской национальной идеи взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, выдвинувшая идею национальной консолидации… Сам факт создания национальной политической организации в нашей отечественной истории не до конца осознается. Тем более что многие положения, в свое время выдвинутые руководителями партии «Алаш», сохраняют свое значение и поныне. Это была не националистическая, а патриотическая организация, которая ставила своей целью постепенную трансформацию казахского общества и ее адаптацию к современным реалиям».
Следует отметить, что идеи казахского патриотизма в деятельности алашской интеллигенции совпадали с идеями патриотически настроенных деятелей различных тюркских народов. К примеру, великий крымско-татарский просветитель Исмаил Гаспралы, которого известный казахский поэт Шакарим Кудайберды улы называл своим учителем, провозгласил в своем издании «Терджуман» (Переводчик - прим. авт.), распространявшемся на всем тюркоязычном пространстве, девиз: «Единство в мыслях, языке и делах» (Fikirde, dilde ve iste birlik).
Ныне, в условиях независимости, мы наблюдаем преемственную взаимосвязь между идеями первых казахских интеллектуалов прошлого века и современностью. Стратегия национального прорыва продолжается в инициативах, идеях и деятельности Первого Президента независимого Казахстана и затрагивает все сферы общественной жизни, внутренней и внешней политики государства.
В одном из своих выступлений Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, с начала 1990-х годов предложивший идею создания Центрально-азиатского союза, упомянул, что идею единства центрально-азиатских государств впервые выдвинул наш соотечественник и яркий политик Мустафа Шокай. Идея предков о единстве тюркских народов воплощается и сегодня в деятельности Совета тюркоязычных государств, созданного в 2009 году и Консультационного Совета глав-государств Центральной Азии, провозглашенной в 2017 году. Примечательно, что Казахстан с первых дней предложения данных инициатив выступал последовательным и активным участником этих форматов сотрудничества.
Во внешнеполитической стратегии суверенного Казахстана, заложенной Первым Президентом страны, тюркский и центрально-азиатский вектора являются главным и естественным желанием и направлением устремлений нашего народа. Обоснованием этого выбора является историко-культурная преемственность сохранившихся в нынешнем виде народов и государств, а также интеграционных форматов, которые отражают это естественное волеизъявление народов.
И в этом не следует усматривать только геополитические или меркантильные, экономические мотивы, как в общей семье, где вклад, возможности и устремления членов семьи могут быть разными, при сохранении общей самоидентификации. Этот внутренний духовный посыл нашего народа к обнаружению культурной общности с другими тюркскими народами, наряду с геополитической целесообразностью и совместными экономическими перспективами, действительно, открывает перед нашим государством новые возможности качественного роста и международного позиционирования.
При этом, растущий общетюркский формат может способствовать усилению международной субъектности Казахстана, обретению им де-факто влияния на процессы принятия решений в мире. Это может стать, если не альтернативой, то прекрасным дополняющим фактором в укреплении мощи и значимости нашего государства.
Сегодняшние актуальные международные проекты, в которых участвует Казахстан, и среди которых особое место отводится руководством страны евразийской интеграции и участию в китайской инициативе «Пояс и путь», могут быть сгармонизированны и укреплены совместными усилиями и потенциалом тюркоязычных народов Евразии.
Именно эту конструктивную идеологию закладывал Елбасы своими инициативами в направлении тюркской интеграции. Речь не идет о противопоставлении тюркского вектора отношений другим. Нурсултан Абишевич неоднократно утверждал данный тезис на различных международных площадках, выступая последовательным идеологом культурного сотрудничества между тюркскими народами и поиска новых возможностей межкультурного диалога в мире.
Примечательно, что на протяжении всего периода независимого развития нашего государства Елбасы обращает особое внимание на проблему усиления динамики интеграции тюркского мира. Согласно прогнозам Джорджа Фридмана, Турция и тюркский мир владеет всеми возможностями для усиления своего влияния в XXI веке. И интеграция на этом направлении, согласно взглядам Лидера Казахстана - это путь к стабильности, прогрессу, экономической независимости и развитию как нашей страны, так и многих народов тюркского корня. Елбасы всегда понимал особенности существования тюркской общности в системе взаимоотношений Восток-Запад. Такое видение и составило основу единой концепции интеграции тюркского мира в контексте взаимодействия мирового пространства.
Говоря о прорывных идеях Первого Президента в данном контексте, стоит особо отметить статью Елбасы «Семь граней Великой степи», которая стала методологическим руководством для трансформации и модернизации исторического сознания казахстанцев.
Объективности ради стоит сказать, что 90-е годы ХХ века были отмечены институциональным ростом тюркского мира, который пополнился новыми молодыми государствами, что в сегодняшних глобализационных процессах существенно подняло его мощь, репрезентативность и влияние на более высокую ступень.
Казахстан является одним из драйверов активности Тюркского мира в международных отношениях. Руководители тюркоязычных государств признают лидерство нашей страны и ее Первого Президента на этом внешнеполитическом треке. Свидетельством этого является то, что Елбасы избран пожизненным Почетным председателем Тюркского совета, а Туркестан признан духовной столицей Тюркского мира.
На современном этапе, благодаря инициированным Елбасы программам «Мәдени мұра» и «Халық тарих толқынында», модернизации общественного сознания появляется тенденция к возвращению духовного наследия тюркской культуры, актуализация ее архетипов и универсалий, составляющих базу современного казахского национального этического кода и общетюркской идентичности. На этом поприще предпринимаются необходимые инициативы по сближению и сотрудничеству тюркоязычных стран. Как отметил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев: «Наша цель – превратить тюркский мир в один из важнейших экономических, культурных и гуманитарных регионов XXI века».