Темпы появления инновационных технологий и продуктов в мире напрямую зависят от уровня развития индустрии венчурного капитала, который, в свою очередь, формирует здоровый инвестиционный климат.
Цифровизация экономики, реализация нового этапа индустриализации, развитие высокотехнологичных товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью требуют совместных усилий государства и бизнеса.
В ряде развивающихся стран были приняты практические меры для консолидации усилий государства и бизнеса по обеспечению международной конкурентоспособности и развитию инновационной экосистемы.
Государство в этой схеме должно гарантировать прочность бизнеса фонда венчурных инвестиций, а также минимизировать риски инвесторов.
Такие страны Юго-Восточной Азии, как Сингапур, Таиланд и Корея, успешно приняли венчурную стратегию, запустив несколько поддерживаемых государством фондов фондов, которые не только поддерживают начинающих и опытных предпринимателей, но и развивают инновационную экосистему страны.
«Рынок венчурного капитала был создан в Таиланде около двух десятков лет назад, тогда же, когда и во многих ведущих развивающихся странах Азии. За последние пять лет рынок капитала и инвестиций в Таиланде стал одним из наиболее активных секторов, связанных со стартапами и международным приобретением компаний с высоким потенциалом», - рассказал Исполнительный директор Национального инновационного агентства Таиланда Пун-Ардж Чайратана.
По его мнению, «финансовые технологии могут ускорить такие изменения, но глобальная производственно-сбытовая цепь, связывающая Азию и внешний мир, является ключевым элементом для принятия такой модели высокого риска традиционным сектором услуг».
«Это подталкивает правительство Таиланда к обновлению множества правил и положений, а также введению новых инвестиционных инструментов, как, например, «Новые комитеты токенизации», «финансовая песочница», налоговые льготы для корпоративного венчурного капитала, стартап «OSS Thailand», «новый отраслевой ускоритель», - заявил Пун-Ардж Чайратана.
Его коллега, заместитель генерального директора сингапурского национального агентства по поддержке и продвижению бизнеса Enterprise Singapore Эдвин Чоу рассказал, что и правительство Сингапура выступает катализатором развития венчурного движения в стране.
Что касается национального агентства то, оно занималось обучением предпринимателей как привлекать венчурный капитал, отправляло студентов в Индию и другие страны, где венчурный капитализм развит больше, чтобы перенять передовой опыт.
По словам Эдвина Чоу, агентство первоначально ставило задачу, чтобы на каждый вложенный сингапурский доллар был привлечен еще, как минимум, один доллар. «Эти ассигнования получить достаточно легко», - считает Эдвин Чоу при этом приоритет отдавался проектам, связанным с точными науками.
Как результат 5-6 лет назад агентство вело порядка 400 стартапов и сейчас это число достигло порядка 4 тыс. Только в прошлом году ими было собрано порядка 500 млн. долларов.
В Казахстане еще не развита сфера привлечения и предоставления венчурного капитала, поэтому научиться этому можно только на реальных проектах, такое мнение высказал в ходе сессии управляющий директор АО «НУХ «Байтерек» Адиль Нургожин.
«У нас такой прослойки бизнесменов нет. Появляются первые бизнесмены… Мы проходим свою стадию развития. В нашей индустрии нет другого пути обучения. Есть только один путь – это инвестировать. Ты должен инвестировать, где-то терять деньги, где-то зарабатывать деньги, но с каждой новой сделкой ты нарабатываешь опыт, ты нарабатываешь репутацию», - сказал он.
При этом Адиль Нургожин констатировал, что по мере развития бизнес «приходит больше проектов в поисках финансирования, из которых уже можно выбирать наиболее интересные. Поэтому шансы на получение прибыли возрастают с каждой новой волной проектов. Те чеки (инвестиции - прим. Ред), с которыми выступают бизнес-ангелы, они небольшие – 50-100 тыс. долларов. Обычно это небольшие деньги для состоявшихся бизнесменов».
«Казахстан и Сингапур находятся приблизительно в одинаковой позиции, когда мы говорим только о финансовом инвестировании. Этого недостаточно. Когда к вам приходит предприниматель и говорит я хочу получить финансирование на такой-то проект, отсутствие экосистемы не позволяет вам поддержать этого предпринимателя», - полагает Эдвин Чоу.
«Мы не просто запускаем проекты. Мы их сопровождаем и если они достигают успеха, то тогда их знания помогут в целом наращивать базу стартапов Сингапура», - пояснил он, и привёл как пример стартап по разработке платформы для торговли Forex, который уже активно работает.
По мнению его тайского коллеги, г-на Пун-Ардж Чайратана, «стартапы и новые технологические предприятия становятся как новым поколением будущих фирм, так и практическими инновациями бизнес-модели».
«С аппетитом на высокий риск, кроме традиционного банковского продукта, такого как модель ссуды или обеспечения, требуется еще и финансирование нового предприятия», - считает Пун-Ардж Чайратана.
Ориентируясь на успешный международный опыт, Казахстан делает важный шаг в направлении развития своей инновационной экосистемы и международной конкурентоспособности, запуская свой первый венчурный фонд фондов - QazTech Ventures.
QazTech Ventures сосредоточится на следующих стратегических направлениях деятельности:
Развитие рынка венчурных инвестиций;
технологический консалтинг;
развитие системы;
бизнес-инкубирования.
«Давайте работать с теми, у кого сейчас это получается. Опыт очень близкий, уровень технологичности не настолько далеко от нас ушел, но при этом у них крутые рынки, которые по 6-9% в год растут. В радиусе 1,5 часа перелета от Сингапура 650 млн населения, экономики которых растут на 6-9% и еще будут расти столько же. Мы хотим попробовать выйти на эти рынки с нашими решениями, с нашими стартапами и как-то это соединить. В идеале надо научить нашего бизнес-ангела инвестировать там, приучить его инвестировать здесь и делать соинвестмент», - считает управляющий директор АО «НУХ «Байтерек» Адиль Нургожин.