Уроженец Гурьевской (ныне Атырауской) области Шайдулла Тажиденов более полувека считался пропавшим без вести. Место его захоронения и подробности героической гибели стали известны четыре года назад. Недавно его родственники побывали в России, на Орловщине, где почтили память красноармейца, героически погибшего в годы Великой Отечественной войны. Был вместе с ними и наш корреспондент.
Найла Шайдуллина с детства мечтала найти своего деда – Шайдуллу Тажиденова. Прошло много времени, и мечта Найлы все-таки исполнилась. В 2015 году она отыскала его могилу, однако совсем не там, где предполагалось. Впрочем, обо всем по порядку…
Уроженца Нарынских песков – Забурынского сельского округа Испульского района Гурьевской области (ныне Исатайский район Атырауской области) Шайдуллу Тажиденова, как и многих других, призвали на фронт в 1941 году. К тому времени у сорокалетнего степняка была жена Анесия и сын Умбетияр. Работал он в колхозе имени Жамбыла, слыл неплохим стрелком, занимался охотой, чем, в основном, и кормил семью. Впоследствии умение метко стрелять крепко помогло Тажиденову на войне.
После четырехмесячной подготовки он стал непосредственным участником печально известной Харьковской операции (1942 год), откуда и пришла родным черная весть о том, что красноармеец Шайдулла Тажиденов пропал без вести. Поэтому все эти годы родственники Тажиденова считали харьковские степи местом его возможной гибели. Но в апреле 2015 года из военкомата Орловской области Российской Федерации неожиданно пришло письмо о том, что красноармеец Шайдулла Тажиденов вместе с другими бойцами похоронен у них в Колпнянском районе. В том же году Найла вместе с внуком отправилась на Орловщину, где не только побывала на могиле деда, но и узнала историю его героической гибели.
– Когда дошла до памятника и прочла надпись, то мною овладело какое-то странное чувство: вроде бы сбылась мечта, и я нашла своего деда, но на глаза наворачивались слезы. Я ведь могла и не найти его никогда, – вспоминает Найла Шайдуллина.
Свою жену он звал Ания
По приезде в Орловскую область Найлу Шайдуллину встретил на тот момент глава Краснянского сельского поселения Колпнянского района Иван Ковалев. Он помог ей встретиться с очевидцами событий тех далеких лет, в числе которых был (ныне покойный) Алексей Алексеев. В ту пору он, 14-летний мальчуган, тайком от взрослых таскал картошку двум красноармейцам-стрелкам, уничтожавшим фашистов. Одним из стрелков и был наш земляк.
Из воспоминаний А. Алексеева:
«Когда пришли наши войска, немцы уже второй год были на Орловщине и обосновались в этих краях основательно. Заграждения, дзоты, многокилометровые окопы и траншеи давали фашистам дополнительные преимущества. На каждой высоте стояли немецкие дзоты и пулеметные расчеты, которые буквально косили красноармейцев. Вот и пришлось нашим пускать вперед стрелков, которые точечно били по вражеским пулеметным расчетам. Запомнились мне два бойца. Одного наши деревенские женщины приняли за татарина, а второй был русским. Иногда они на пару уничтожали за день до двадцати фрицев! Я изредка таскал им картошку. Тайком от всех. Война заставляла людей выживать. Выживали по-разному. Одни голодали, а другие, чтобы прокормить своих детей, помогали врагу. Голод ведь – не тетка… Вот и наших советских стрелков сдала немцам одна из деревенских жительниц. И они без особых ухищрений накрыли их пушечным залпом. Раненный Шайдулла Тажиденов два дня истекал кровью, но подобраться к нему под перекрестным огнем не было возможности. Пока шел этот четырехдневный бой, все жители сидели в погребах, после окончания перестрелки Тажиденова и его товарища Сергея Черкасова удалось похоронить. Они погибли вблизи Андреевского родника, который после смерти бойцов забил фонтаном. Помнится, что Шайдулла все время упоминал имя своей жены – Ания (Анесия – Авт.). Когда его хоронили, наши деревенские женщины рыдали. А что поделать, война...».
Красноармеец 137-ой стрелковой дивизии Шайдулла Тажиденов погиб 6 февраля 1943 года. Погиб за 4 дня до крупного наступления Красной Армии, когда при помощи «Катюш» врага удалось оттеснить и освободить район. Он похоронен вместе с другими своими однополчанами в деревне Андреевка Колпнянского района Орловской области, где ему и воздвигнут памятник.
Заплачено кровью
Памятник Шайдулле Тажиденову и его боевым товарищам был установлен в 1964 году. Рядом с памятником на мемориальной плите начертаны имена более ста человек, среди которых, как нам кажется, есть немало и казахских фамилий. При этом, как утверждают местные жители, похороненых в этой большой братской могиле может быть гораздо больше. Подтверждением тому служит и официальная справка из военного комиссариата Орловской области по Колпнянскому и Должанскому районам.