Смагул Елубаев: Поражен, что мечты Главы государства настолько совпадают с чаяниями творческой интеллигенции!

Жанна Ойшыбаева

Про статью Главы государства «Семь граней Великой степи» писатель и кинодраматург Смагул Елубаев услышал по ТВ. Голос обычно немногословного Смагула агай был очень эмоционален. Оно и понятно, для автора знаменитого романа-трилогии «Ақ боз үй» («Одинокая юрта»), в котором повествуется об истории одного аула, жители которого прошли через ужасные испытания в период голода в начале прошлого столетия и репрессии, можно сказать новая президентская статья – родная тема.

Смагул Елубаев – автор сценария художественных фильмов: «Дом под луной», «Искупи вину», «Суржекей – ангел смерти», «Батыр Баян», «Кек», «Аңшы бала», «Оазис», «Алмазный меч». Последняя картина была снята на киностудии АО «Казахфильм» имени Шакена Айманова по заказу Министерства культуры и спорта. Показ кинофильма в 2016 году посетил Президент страны Нурсултан Назарбаев.

– Читая статью Нурсултана Назарбаева, я сразу подумала о вас, ведь вы еще в 80-е годы прошлого столетия пытались поднимать темы, связанные с историей Великой степи. Какой была ваша первая реакция?

– Включив в больничной палате телевизор и услышав про такую радостную весть, я аж подскочил! На радостях даже позвонил членам своей семьи и перечислил имена великих степных деятелей, которые назвал Нурсултан Назарбаев. Это очень конкретная и злободневная статья. Меня особенно воодушевил раздел «История в кино и на телевидении». 20-30 лет назад я, как кинодраматург, с единомышленниками неоднократно пытался сделать кинодокументалистику, довести до казахстанцев свое видение о жизни и деятельности Абылай хана. Но все наши проекты не прошли. Без помощи государства невозможно довести до ума такие эпохальные вещи. Я тогда это понял. Но ведь никто кроме нас не сможет рассказать миру историю нашего народа! Вторжение иностранных творческих сил в нее, как показала практика, не всегда плодотворно. Казахская тематика требует казахского творческого взгляда. Это только за последние три года нам удалось кое-что сделать.

– Вы имеете в виду картину «Алмазный меч»?

– Да. Последние пять-шесть лет особенно актуальным стал вопрос об истории Казахстана и государственности казахов после известного нам высказывания о том, что у казаховкочевников не было нормального государства. Это особенно сильно задело представителей интеллигенции. Поскольку я являюсь кинодраматургом по второй профессии после журналистики, этот вопрос не мог не взволновать меня. Как нам показать истинную историю становления казахской государственности? Ведь любой из нас знает, что Казахское ханство было создано ханами Кереем и Жанибеком в середине XV столетия.

Также нам известно, что до этого история Золотой Орды создавалась народами и племенами, проживавшими на просторах Великой степи, и что время от времени менялись названия улусов, государств, ханств. Поэтому на территории Евразии государство кочевников, то есть Золотая Орда, имело несколько названий. Сами кочевники называют это государство Ұлы ұлыс. После оно распалось на пять частей. Одна из них, как мы знаем из учебников истории, – Казахское ханство. В середине 2014 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев озвучил идею – создать исторический фильм именно о формировании Казахского ханства. Тогдашний президент АО «Казахфильм» Ермек Аманшаев поручил мне и Тимуру Жаксылыкову написать сценарий на эту тему. Это невероятно обрадовало меня, потому что еще в 1980-е годы мной был написан сценарий о падении Золотой Орды, который тогда не нашел поддержки. По общеизвестным причинам в советское время не было возможности претворить в жизнь столь смелые планы. Поэтому, воодушевленные поддержкой самого Главы государства, мы с радостью взялись за сценарий.

– И написали его на одном дыхании?

– Сценарий нами переписывался несколько раз из-за объективных обстоятельств. К группе сценаристов подключился сам постановщик Рустем Абдрашев, известный, опытный и талантливый кинорежиссер. После завершения второго варианта, короткий синопсис сценария, то есть его содержание было представлено Главе государства.

Нурсултан Назарбаев высказал по нему очень дельные пожелания. С их учетом сценарий был окончательно доработан и на его создание мы в целом потратили около десяти месяцев. На съемочной площадке командует парадом постановщик-режиссер. Рустем оправдал возложенное на него доверие. Самое главное – создана киноэпопея, которую ждал казахстанский зритель! По масштабу и профессиональному исполнению получилась серьезная, патриотичная, историческая драма. Наш зритель тепло воспринял этот динамичный фильм, в котором выдержаны все компоненты современного исторического киножанра, то есть триллера, с радостью. В кинопрокате он прошел под названием «Алмазный меч», а по телевидению эта историческая киноэпопея была показана под названием «Қазақ елі» в десятисерийном формате.

– Продолжения не будет?

– Надеюсь, что будет. Так как год назад было поручение Президента продолжить в кино тему Казахского ханства на примере Касымхана. Мы предоставили сценарий Главе государства. Тогда Нурсултан Назарбаев признался, что ему очень нравится турецкий сериал «Ертугрул». Сериал написан и спродюсирован Мехметом Боздагом и режиссером Метином Гюнаем. Позже министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы пригласил Метина Гюная и меня в Астану. Метин Гюнай ознакомился с моим сценарием нового фильма и одобрил его. Сейчас этот международный проект – на стадии запуска в производство.

Озвученная Президентом идея снять фильм про нашу историю с помощью иностранного режиссера осуществляется нами. 15 декабря текущего года должна состояться презентация фильма «Золотой трон». Это продолжение «Алмазного меча». Его премьеру, наверняка, посетит Глава государства. Поэтому мы, кинодраматурги, воодушевлены статьей Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи» и горим желанием сделать свои, вынашиваемые годами сценарии, реальностью! История Великой степи невероятно богата сюжетами. Если б они были реализованы Голливудом, давно легли бы в основу кассовых фильмов. А американские режиссеры и сценаристы изъездили бы наши степи вдоль и поперек, чтобы снять степные блокбастеры! Проблема в том, что, к сожалению, наши финансовые возможности не обеспечены международной методикой стандартизации. Я об этом говорю 10 лет. Даже гонорары российских киносценаристов в десять раз больше наших. Не стоит даже заикаться об уровне американской киноиндустрии, их возможности превышают наши в 40-50 раз.

– Но ведь скоро у нас будет обновленный вариант законодательства в этой сфере…

– Надеюсь, что все существующие перед казахстанским кино препоны уберет новый Закон «О кино». Во-первых, насколько я знаю, казахстанские кинотеатры работают на карманы российских и американских олигархов. Наши фильмы показывают в часы, когда никто не посещает показы. Все хорошее время занято иностранными фильмами.

Во-вторых, надо и здесь поднимать статус казахского языка. На экранах идут фильмы на русском языке. Таким образом, молодое поколение искусственно отчуждается от государственного языка. Президент говорит и о детском кино, об анимации. Мы мечтаем создать отдельную детскую киностудию, финансируемую государством. Главная наша забота – их воспитание, а наши дети воспитываются на примерах героев из иностранных мультфильмов.

– Возвращаясь к киноэпопее «Қазақ елі». В ее основу был положен роман «Алмазный меч», который является первой книгой саги «Кочевники» классика исторического романа Ильяса Есенберлина. Действия разворачиваются в XV столетии, в сюжете затронуты ключевые события становления казахской государственности при ханах Жанибеке и Керее...

– Я, как один из сценаристов, не исключаю, что некоторые историки, которые хотели бы быть консультантами этого фильма, могут высказываться критически. Дело в том, что группа отказалась от услуг профессиональных историков. Как я уже говорил, главным консультантом и автором идеи являлся наш Президент.

В ходе написания сценария, мы с Рустемом Абдрашевым и Тимуром Жаксылыковым читали и сопоставляли разные точки зрения историков по этой тематике, но на вооружение взяли академическую точку зрения на историю создания Казахского ханства. Нас насторожило, что у каждого историка своя точка зрения. И как поручал нам Глава государства, за основу взяли роман «Алмазный меч» Ильяса Есенберлина. Но говорить, что фильм следует всем параметрам этого романа, нельзя.

В картине использована только одна сцена из романа – эпизод ханской охоты. Во время охоты Абулхаира вместе со своими султанами предпринимается попытка устранить Керея и Жанибека. В фильме этот сюжет построен по-другому, согласно требованиям современного кино. По остальным параметрам мы следуем логике исторических событий, как это имело место в истории создания Казахского ханства. В первой части картины показаны причины ухода Керея и Жанибека из-под власти Абулхаира, момент их откочевки из Сыганака, когда они вместе со своим народом направились в сторону Семиречья. В то время здесь располагалось государство Моголистан во главе с ханом Есенбуга, который находился в состоянии перманентной вражды со всеми своими соседями, включая ойратов, тимуридов и Абулхаира. Он встретил казахских воинов с распростертыми объятиями, расселив их на границе своего ханства. Это историческая данность.

Вторая половина киноэпопеи повествует о нюансах перекочевки казахов из Синей Орды в Моголистан. Жанибеку и Керею было нелегко: они могли быть уничтожены несколько раз ойратами под предводительством хунтайджи Озтемира. Он был бы не прочь воспользоваться талантливыми воинами-казахами, но те, в качестве союзников Моголистана, стали открыто воевать с ойратами. После смерти хана Есенбуга, убитого собственным сыном, казахи вынуждены были выбрать на курултае своего хана и бороться.

– Вам можно присвоить уникальное звание писателя одной книги, так как вас прославил знаменитый роман-трилогия «Ақ боз үй» («Одинокая юрта»), повествующая о страшном периоде в жизни народа – голоде 30-х годов прошлого столетия. В канун 2015 года во время интервью Глава государства, отвечая на вопрос, книги каких казахских писателей он читает, назвал ваш роман...

– Я был очень польщен, что Президент отметил мое произведение наряду с книгой классика казахской литературы А. Нурпеисова, «Краткая история будущего» французского экономиста, писателя и крупного политического деятеля Жака Аттали (Jacques Attali) и книгой «Из третьего мира в первый» одного из главных творцов сингапурского «экономического чуда», бывшего премьер-министра страны Ли Куан Ю.

Что касается моей трилогии, то история ее создания берет начало в 1975 году. В тот год на пленуме Союза писателей Мурат Ауэзов произнес крамольную, по восприятию того времени, речь. Он коснулся темы голода 1932 года в Казахстане, заявил, что литература, которая обошла эту тему, не имеет будущего и на ней надо ставить крест. Я сидел в зале, обрадованный и воодушевленный смелостью человека на трибуне.

Дело в том, что мы с талантливым писателем Толеном Абдиковым не раз обсуждали эту тему и вынашивали идею написания романа о голоде. Но на дворе была середина 1970 годов. Выступление Мурата Ауэзова, всколыхнувшее нас, дорого ему обошлось. Из типографии изъяли его книгу «Эстетика кочевья» и пустили тираж «под ножницы».

Серьезно за эту тему я взялся только в 1982 году, когда, уволившись с работы, поехал в Байганинский район Актюбинской области. Именно оттуда мой аул откочевал в преддверии страшного голода. Через плато Устюрт и Каракалпакию мои сородичи добрались до Туркменистана. Им пришлось пережить по пути великие бедствия: наш аул подвергся голоду в Каракалпакии, которая в то время была в составе КазССР.

В детстве, в 60 -е годы, мои родители и люди старшего поколения рассказывали об этой страшной истории, когда массово погибали люди и вынужденно продавали своих дочерей за чашку пшеницы туркменским старикам. После переезда в Казахстан в 1961 году, я – ученик 12-й алматинской средней школы, постоянно следил за историей, искал, что пишут о 30-х годах. Но никакой информации о голоде не было, речь шла лишь о неком перегибе. Поэтому с первого курса факультета журналистики КазГУ начал готовиться к написанию этого романа, составил сюжет, придумал имена будущим героям. У меня до сих пор сохранился план будущего романа под названием «Қашқан ауыл».

И только спустя два десятилетия отправился по следам бежавшего от голода аула. В 1982 году я поставил юрту в ущелье Аксай, начал писать и завершил работу над романом спустя три года. Ни одно издательство не осмелилось включить его в свой темплан! До распада Компартии и Союза не могло быть и речи об ее публикации, цензура зорко следила за словом «голод».

В тридцатые годы за такие намеки расплатился жизнью Сакен Сейфуллин, пострадавший за свою поэму «Қызыл ат». Речь в ней шла не об истории голода, а о трагической судьбе лошади. Его обвинили в антисоветизме… Мой роман увидел свет в 1991 году после развала СССР. Безусловно, если бы не распалась советская империя, то распалась бы моя судьба как писателя. Автору такого произведения априори грозили бы все прелести репрессивного аппарата. Три года назад трилогия вышла в свет на английском языке в Нью-Йорке. Роман вышел и на турецком языке, состоялась презентация в Анкаре.

– В начале нашего разговора вы упомянули, что услышав по ТВ, что в статье Нурсултана Назарбаева отдельно названы великие имена Великой степи, стали звонить своим родным…

– Потому что только члены моей семьи знают, насколько эта тема и эти великие имена для меня важны. За каждым именем сокрыт пласт истории. Президент страны сто раз прав, сказав, что «Великая степь также породила целую плеяду выдающихся деятелей. Среди них такие масштабные фигуры, как Аль-Фараби и Яссауи, Кюль-Тегин и Бейбарс, Тауке и Абылай, Кенесары, Абай и многие другие». Я поражен, что мечты Главы государства настолько совпадают с чаяниями творческой интеллигенции! Оживив на экране великих исторических деятелей Степи, мы донесем до всех уголков страны свою историю. Ведь история в кино и на телевидении – вездесущее оружие современного мира!


Новости партнеров