Конкурс среди молодых писателей и поэтов был объявлен партией «Нұр Отан» совместно с Союзом писателей Казахстана.
У неискушенного читателя может возникнуть вопрос: «Какое отношение к писательскому конкурсу имеет депутат?».
Разъясню, Сауытбек Абдрахманов, долгие годы возглавлявший республиканскую газету «Егемен Қазақстан», работавший министром информации страны – известный литературовед, эссеист, культуртрегер, исследователь. А еще в узких кругах он известен как пушкиновед. Его перу принадлежат серьезные исследования: «Коран и Пушкин», «Наш Пушкин», «...Поехал я в Уральск».
Знаменитый Герольд Бельгер посвятил им отдельную рецензию (о ней – в конце интервью). Он резюмировал так:
Проштудировав с карандашом в руке уникальную книгу Сауытбека Абдрахманова «Коран и Пушкин», я испытал радость и гордость: а) за мощь и выразительную силу казахского языка, с достоинством воспроизводивших дух Пушкина как мировое явление средствами национального речестроя; б) за гения Абая, за талант и мужество Ильяса Жансугурова и духовный подвиг Куандыка Шангитбаева, воссоздавших на казахском языке сложнейшее творение мировой литературы – роман в стихах «Евгений Онегин»; в) за тихого и дотошного исследователя Сауытбека Абдрахманова, блестяще проанализировавшего необъятную тему, высветившего ее с высокой колокольни национального мировидения.
– В последние годы все как-то привыкли, что сфера литературы у нас живет своей жизнью. Писатели на свои средства публикуют книги, гонораров им практически не платят, казахстанцы постепенно перестают читать бумажные книги, отдавая предпочтение электронным. И тут партия «Нұр Отан» ицициирует новый литературный конкурс «Ұлы Дала». Что, на ваш взгляд, дают такие конкурсы?
– Позвольте мне процитировать завещание правителя Хубилай хана о процветании страны: «Старайтесь завоевать души людей, а не их телесную оболочку». Главной опорой любого государства является человек и его душа, а главной целью – процветание человека. Душа человека многогранна, и она бедна без литературы, культуры, искусства, науки. И эти четыре столпа – как светочи, указывающие путь процветания цивилизованным странам. Возьмем, к примеру, Францию. Почему именно эта страна стала сильной как государство? Потому что ею управляли дальновидные люди, развивавшие промышленность, поднимавшие сельскую местность, собиравшие под сенью своего государства поэтов, архитекторов, музыкантов, инженеров, писателей, художников. Им создавались условия и они творили во благо своей страны.
Что является основой культуры? Ее сердцевина – литература, которой служит и ваш скромный собеседник. Без нее не только в жизни индивида, а целого общества не может существовать ни один вид культуры. Писатель Андрей Битов сказал: «Если у человечества забрать литературу, останутся лишь бряцающее оружие и звон монет». А у нас условия для развития литературы и культуры дол- го не соответствовали требованиям времени. Об этом не раз говорилось на протяжении всей истории независимого Казахстана.
Молодых писателей и поэтов будут поддерживать на системной основе. Об этом заявила главная партия страны. Меня это радует. Стоит отметить, что конкурс среди нового поколения творческой интеллигенции проводится в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» и новой статьи Главы государства «Семь граней Великой степи». Какой бы то ни был конкурс, он по своей сути стимулирует человека к проявлению своих способностей, творчества, в результате чего рождаются произведения.
Если обратиться к истории, то у нас во все времена были талантливые люди, казахская земля является кладезью духовности и культуры. Вместе с тем, в определенных направлениях культуры не доставало сложившихся традиций.
Например, до 70-х годов прошлого века в нашей тогда еще советской казахской литературе не так много было талантливых писателей, художников слова, творящих для детей. На этой ниве профессионально, целенаправленно, как мы сейчас говорим, системно трудились единицы, такие писатели, как Сапаргали Бегалин, Бердибек Сокпакбаев, Музафар Алимбаев, Кадыр Мырзалиев... А после открытия издательства «Жалын», которое специализировалось на детской литературе, стала взращиваться молодая смена прозаиков и поэтов. За два десятка лет стали активнее проводиться ежегодные конкурсы, целью которых было выявление и поддержка юных талантов. Это дало возможность многим открыть перед собой прекрасный мир творчества для детей, претворить свои знания, умения и навыки в области литературы. И в итоге значительно укрепилась казахская детская литература.
Приведу один лишь пример. Ныне покойный Марат Кабанбаев, еще будучи студентом факультета журналистики КазГУ, написал повесть «Арстан, я и виолончель» и отправил на конкурс издательства «Жалын». Я хорошо помню, так как мы жили в одном общежитии и тесно общались, что Марат говорил о надежде получить призовое место в конкурсе и поправить свое материальное положение. Ну и что? Главное – конечный результат. А результат – прекрасный. Повесть не только получила первое место в конкурсе, но и вышла в московском издательстве «Детская литература», а затем была переиздана в издательствах Молдавии, Украины, ГДР. Получается, таким образом конкурс способствовал раскрытию молодого дарования.
Конкурс «Ұлы Дала» – еще одна прекрасная возможность такого поиска. Расширение круга жизненных явлений, отраженных литературой, приход новых талантов, их творческие искания – все это обогащает литературу, порождает новые произведения. Не говоря о необходимости проведения различного рода конкурсов, можно сказать даже о пользе заказов на создание произведений литературы и искусства.
Так, на недавнем заседании клуба «Мирас» при партии «Нұр Отан» депутат Мажилиса Бекболат Тлеухан напомнил о том, что классическая опера Джузеппе Верди «Аида» создана по заказу египетского правителя Исмаила-паши для Каирского оперного театра, строительство которого было приурочено к открытию Суэцкого канала. При этом даже было выставлено требование, чтобы сюжет будущей оперы отражал египетскую историю. В итоге мы имеем еще одну жемчужину оперного искусства. Таких примеров немало.
– Каково ваше мнение о роли творческой интеллигенции в современном мире?
– Любое цивилизованное общество имеет творческую интеллигенцию, которая находится в первых его рядах, может отстоять свое мнение. Она призвана выражать интересы общества и голос интеллигенции, выражающей чаяния людей, должен быть услышан.
Лучшие сыны нации – писатели, хранители и творцы национальной культуры, участники исторических событий – испокон веку служили выразителями идей, идеалов и надежд народа. Отрадно, что сегодня, даже в эпоху глобализации и мировых экономических кризисов, в нашей стране реализуются масштабные по объему и содержанию программы и проекты, направленные на улучшение качества жизни людей, духовную модернизацию общества, развитие и совершенствование культуры в стране, и здесь значение творческой интеллигенции как никогда важно и необходимо. А в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» и статьи Главы государства «Семь граней Великой степи», творческая интеллигенция служит проводником идей, обогащенных историко-культурным наследием.
– Бытует мнение, что истинный художник должен находиться по ту сторону баррикад от власти. Что вы можете сказать по этому поводу?
– Да, есть такое расхожее суждение, что художник слова априори должен быть в оппозиции к власти. Для того, чтобы подстегивать власть, не давать ей расслабляться и чтобы она прислушивалась к гласу народа. Да, рациональное зерно в этом постулате есть. Но многие склонны думать, что всякий художник должен быть непременно в оппозиции. Скажу, что это спорный вопрос. Обра- тимся к историческим данным. В ХІХ веке традиции русской демократической мысли привели к созданию метода критического реализма. На этих традициях зиждется великая русская литература ХІХ века. И в советское время, в годы сталинизма, было немало писателей, которые, используя художественные приемы, выступали против существующей системы, против схоластических догм и предубеждений.
К сожалению, некоторые продолжают считать, что поддержка решений власти означает угождать, заискивать перед ней, что выказывание доброго расположения негативно отражается на имидже художника. Понятно, что художник не должен заниматься приукрашиванием ситуаций и явлений, а изучать и отображать жизнь во всем ее многообразии, изобличать пороки, показывать типичные явления во всей их истине, стремясь найти корни социальных бедствий и средства их преодоления.
Он исследует сложнейший мир человеческих переживаний и учит человека лучше понимать себя и других людей. Он пишет по зову сердца, глубоко чувствующего чаяния людей и полного любви к ним. И в тех случаях, когда решения власти способствуют улучшению жизни людей, то объективный художник должен примечать все положительные изменения, которые происходят в обществе. И по возможности отразить эти позитивные перемены в своем творчестве.
Мы недавно, на расширенном заседании депутатской группы Ассамблеи народа Казахстана в Мажилисе, руководителем которой я являюсь, провели презентацию книги депутата Мажилиса Бакытбека Смагула «Нұрсұлтан Назарбаев. Алтын ғасыр». Одна из глав новой книги называется «Президентке бағыну – жағыну емес, саясатын қолдау – табыну емес». Примерно можно перевести так: «Cледовать за Президентом – не поклонение, поддержка его политики – не преклонение». Я согласен с автором. Сам я в своей публицистике стараюсь в первую очередь обращать внимание читателей на положительные перемены в обществе, способствовать социальному оптимизму людей.
Мы полагаем, что конкурс «Ұлы Дала» даст старт молодым талантам попробовать свои силы на творческом поприще, что их произведения будут отражением позитивных перемен в обществе и тех сторон жизни, которые требуют особого внимания и путей решения проблем.
– В 2006 году вышла ваша книга, в которую вошли четыре очерка и эссе, посвященные творчеству Пушкина на фоне казахской истории, культуры, ауры, ментальности, переводческого искусства, осмысления и постижения русского гения. Все тогда отметили необычный ракурс видения казахского пушкиниста, то есть вас...
– Эссе-исследования, составившие книги «Коран и Пушкин», «Наш Пушкин», «...Поехал я в Уральск», «Вер бана ат» (тюркизмы в произведениях А. С. Пушкина) в казахском варианте до этого публиковались в разные годы в средствах массовой информации. «Наш Пушкин» был опубликован отдельно. Я никогда не переоцениваю свою популярность. Да, мои исследования вызвали интерес у читателей. Стали ли они культурным событием, не мне судить.
Став пушкинистом, я, конечно, рисковал в некоторой степени. Ведь, казалось бы, о творчестве Пушкина сказано все... Но все мои переживания компенсировали слова Герольда Бельгера о книге «Коран и Пушкин». Они мне очень дороги.
– Сауытбек Абдрахманович, позвольте для читателей газеты процитировать Герольда Карловича. Вот как он написал:
Думалось, можно разве что говорить в сопоставительном плане о новых переводах или перелопачивать в лучшем случае по-своему давным-давно известные истины. Ан нет! Сауытбек своей основательностью и дотошностью, своим незамыленным взглядом на традиционную пушкинистику сумел заинтересовать, удивить, заинтриговать, заставил соразмышлять, сочувствовать и глубже вникнуть в суть объекта. Помню звонок ныне покойного Калтая Мухамеджанова: «Читал Сауытбека? Апырай, какая глубина, всеохватность, точность! Ғажап!
Это действительно так. С любовью и душевным трепетом размышляя о Пушкине, об Абае, об Ауэзове, о переводческих шедеврах, о подводных камнях на пути постижения иноязычного гения, о высоком духовном родстве и взаимопроникновении титанов духа, казахский исследователь продемонстрировал столь широкие познания, такую исследовательскую страсть и хватку, такой отточенный профессионализм и мудрость рассуждений, что диву даешься и возрадуешься высокому уровню цивилизованности нации. Нет, недаром Сауытбек Абдрахманов, как сказано в аннотации к книге, за работы в области пушкинистики удостоен медали «Ревнителю просвещения» Академии российской словесности».
Как говорится, без комментариев. Желаю вам удачи во всем!