Наблюдая за прошедшими недавно выборами в одной из бывших стран СССР и отзывами на эту тему, я … проникся жалостью.
Жалко стало того человека, который, не зная законов большой политики, решил нырнуть в этот омут. Не зная брода, естественно.
Но даже в далекой Америке президенты приходят и уходят на волне популизма, разбивая свои заветные мечты о серую действительность большой политики. … Недавно перерезал путы маленькой племяннице, выполняя обряд «тұсау кесер».
Расстелили перед ней коврик, положили множество предметов, начиная от книги и заканчивая деньгами, один из них она должна была выбрать. Малышка доползла до заветного финиша и села, не понимая, чего от нее хотят взрослые. Хлопает ангельскими глазками и не знает, что брать.
И наконец, выбор сделан, все кричат «Ура!». Точно так же выглядит сейчас процесс омоложения политиков. Молодые, неопытные, но знающие языки амбициозные ребята и девчата приходят на большие руководящие посты. Конечно, их с двух сторон поддерживают родители и ведут по мягкому ковру, образно говоря. Дойдя до финиша, они не знают, за что взяться, с чего начать.
Окружение ждет. «Хочу сделать это!» – командует начальник. «Нельзя», – говорят подчиненные. Законы не позволяют. Опытные заместители, руководители всех рангов, прошедшие сотни проверок и комиссий, в шоке.
Что делать? Как дальше работать? Все знают, что молодой начальник завтра в сопровождении родителей опять «уползет» на новую должность, а им – отвечать. Поэтому начинается бегство. Жить-то хочется. Тем временем у большого начальника формируется близкое окружение.
Это типа рыбок-прилипал, которые всюду плавают за большими рыбами. Вот они ежечасно вливают в уши big bossа, что он самый лучший. Сначала он отмахивается от них. Но те пуще прежнего продолжают вливать ему в ухо, что это правда. И, в конце концов, большой начальник сдается. Он начинает верить тому, что действительно «самый-самый». Звонок: «Большой начальник хочет приехать на твой объект завтра, в 10».
Звонишь всем во избежание внештатной ситуации. Ждешь несколько часов. Большого начальника нет. Рыба-прилипала только к часу соизволяет позвонить и сказать, что тот передумал.
Посетит завтра или послезавтра, в общем будьте готовы всегда. Чем моложе эти рыбки, тем они злее и кусачее. Важные. Как правило, худые, и здороваться их родители не учили, видимо. Появляются в день визита большого начальника, бегают с важным видом.
Потом появляется ОН. Смотрит. Спрашивает. Чаще всего ругает. И уезжает, прихватив с собой своих «рыбок». Когда встречаешь опытного, прошедшего все этапы роста руководителя, с первого вопроса понимаешь, что перед тобой компетентный человек и просто «повесить лапшу» ему не получится.
Так всегда было при встрече с Елбасы. Всегда от него чувствовались теплота и доброжелательность. Он без слов понимал, почему это так, а почему это не может быть по-другому. Но ты-то точно знаешь свое слабое место. И когда он спрашивает именно про это – все твое красноречие мгновенно исчезает. Вроде, ничего не сказал, уехал, а ты потом всю жизнь помнишь.
Сейчас, когда приезжает большой начальник, то можно показывать все, что угодно. Гаджеты, смартфоны, экраны, компьютеры. Главное, чтобы было красиво, и чтобы сразу же оказалось в соцсетях.
Эти большие начальники местного уровня все поголовно страдают отсутствием пунктуальности. Никогда назначенное совещание не начинается вовремя. Загнанные в душный зал люди успевают обсудить все последние сплетни, поспать и только потом появляется ОН сам или его заместитель.
Иногда ему действительно хочется что-то совершить. Ведь надо же кому-то что-то показать или доказать. Но незнание элементарных законов, правил, порядка и многих бюрократических процедур ставят его в тупик. Поэтому мне их и жалко. Нас в одно время заставляли ходить на концерт жены одного такого большого начальника.
Это стало частью нашей работы. Каждую субботу мы выезжали в один из районов на концерт нашей «любимой» артистки. Супруг тоже непременно посещал эти концерты. Мы скидывались на цветы. И после каждой песни кричали «Браво!» и носили ей на сцену цветы, сообщая по микрофону мужу, от кого именно букет. … Нести на себе бремя большой ответственности за людей, живущих рядом с тобой в одном районе, городе, стране, – способен далеко не каждый. Этому надо учиться. К этому надо прийти через собственные страдания и сопереживания, зная четко, что ты хочешь сделать и как ты это сделаешь. Имея мало-мальский опыт реализации хоть какого-нибудь проекта. Иначе после тебя придется долго все восстанавливать, а самое ценное в политике – это время, которого всегда не хватает.