Внучка репрессированного деда: Теперь осталась одна мечта - найти место расстрела и прочитать там молитву

Жительница Жезказгана в полицейском архиве СКО нашла документы, заполненные рукой репрессированного деда. Сельский учитель, расстрелянный в 1938 году как враг народа, был реабилитирован в 1960.
Зауре Жумалиева

Жителя Северо-Казахстанской области, сельского учителя Габбаса Исатаева расстреляли в 1938 году по ложному доносу, обвинив в контрреволюционной деятельности, участии в националистической организации и вредительстве.

Жить с клеймом семьи врага народа Исатаевы не смогли, родные края пришлось покинуть. Сегодня дети и внуки репрессированного североказахстанца живут не только в Казахстане, но и в Тюмени, Кургане и даже Улан-Удэ. Об этом рассказала Liter.kz руководитель пресс-службы ДП СКО Мадина Балгашукова.

«Внучка Габбаса Исатаева Шолпан Абишевна вспоминает, что ее отец, отправляясь на фронт, прямо говорил, что не намерен возвращаться. Судьба, однако, сберегла его, несмотря на три тяжелых ранения. Сняв военную форму, он стал простым шахтером. Работал, как и воевал, не жалея себя. Тень несправедливого приговора преследовала Абиша: ни мужество в боях, ни трудовые достижения не принесли ему наград и званий», – поделилась Мадина Балгашукова.

Когда в информационно-аналитический центр ДП СКО обратилась жительница Жезказгана Шолпан Исатаева, которая уже 9 лет безуспешно искала материалы про судьбу своего репрессированного деда, ей предоставили все имеющиеся документы.

«Со слезами на глазах женщина перебирала пожелтевшие листы из старой папки. Она впервые увидела почерк своего деда. Его рукой были заполнены несколько страниц в материалах уголовного дела, возбужденного 3-го и закрытого 12-го февраля 1938 года. Не прошло даром для сельского учителя, бывшего члена партии, происхождение «из баев-скотоводов», – рассказала руководитель пресс-службы.

По словам Мадины Балгашуковой, Шолпан Исатаева намерена восстановить честное имя предков и мечтает издать книгу об истории своего рода.

«Дедушку расстреляли вместе с еще тремя людьми. Теперь осталась одна мечта: найти место расстрела и прочитать там молитву. Тогда на душе станет спокойнее», – говорит внучка репрессированного.

В ведомственный архив Департамента полиции СКО обращаются не только жители Казахстана, но и ближнего, и дальнего зарубежья. С начала года работники архива ответили на три запроса, поступивших от жителей Украины, Польши и Российской Федерации.

«В нашем архиве хранятся фильтрационные и трофейные материалы в отношении бывших военнопленных и репатриированных из Германии граждан бывшего СССР. Выдача архивных справок и копий документов относится к сфере государственных услуг, оказываемых архивом. Необходимо только предоставить документы, подтверждающие родство. Предусмотрен и электронный вид обращения через госкорпорацию «Правительство для граждан», т.е. через ЦОН. С начала года группой СГА выдано 7 архивных справок, 18 копий архивных документов и 4 справки по бывшим военнопленным», – рассказала начальник информационно-аналитического центра ДП СКО Самал Кусаинова.

К слову, родственники реабилитированных могут ознакомиться только с материалами уголовных дел непроцессуального характера. Документы, из которых можно узнать фамилии авторов доносов, следователей и прочих лиц, причастных к репрессиям, до сих пор засекречены. Хотя многие хотели бы знать их имена.

Новости партнеров