Депутат Мажилиса Парламента РК Айкын Конуров выступил с инициативой пересмотреть методы подсчета в Казахстане средней заработной платы, поскольку они, по его мнению, не отражают уровень реальных доходов населения. Что будет, если в стране изменят принципы определения статистических данных о доходах граждан, передает Liter.kz.
Информация о том, что казахстанцы стали получать в среднем 203,5 тысяч тенге вызвала большой общественный резонанс. Одни жители в социальных сетях заявили, что получают меньше, другие стали объяснять: все дело в том, что уровень заработных плат в отдельных секторах экономики действительно высок, и средняя величина вполне отражает истинное положение дел.
Как бы то ни было, поднятый вопрос действительно требует к себе повышенного внимания.
Номинально и реально
На днях депутат Мажилиса Парламента РК Айкын Конуров выступил с инициативой пересмотреть методы подсчета в Казахстане средней заработной платы, поскольку они якобы не отражают уровень реальных доходов населения.
По его словам, Правительство рассматривает механизмы повышения минимальной зарплаты и доведения ее до 30% от размера средней зарплаты, а также увеличения прожиточного минимума. Однако предлагаемых правительством мер явно недостаточно.
«Для того, чтобы казахстанцы почувствовали реальные улучшения, реформа должна быть не номинальной, а реальной», - считает мажилисмен
Он заявил, что наступило время для пересмотра системы оценки заработных плат в целом.
«Такой показатель как средняя зарплата является не более, чем условной математической величиной, и не показывает реальную картину. Наблюдается тенденция растущего расслоения нашего общества по уровню доходов - между отраслями, между должностями, между городской и сельской местностью, регионами. При этом размер зарплаты все меньше привязан к трудовой отдаче и квалификации работника, и все больше определяется косвенными факторами, - уточнил Айкын Конуров.
На его взгляд, требуются новые критерии оценки уровня доходов, такие как медианная и модальная заработная плата, чтобы объективно выстраивать социально-экономическую политику государства, видеть качество существующих и создаваемых рабочих мест.
Так на самом ли деле реальная заработная плата казахстанцев требует другого подсчета? И стоит ли вводить модальную и медианную систему? Что это даст для экономики в целом и конкретно работающим людям? Попробуем в этом разобраться.
Почувствуйте разницу
Если рассмотреть доходы граждан в разрезе сфер жизнедеятельности, то объявленный уровень средней зарплаты не кажется надуманным или нереальным, считает экономист Андрей Скородумов.
«Взять последние данные – в прошлом году самые высокие зарплаты по стране были у работников финансовой и страховой деятельности - 402,5 тысячи тенге. Ни для кого не секрет, что именно сотрудники банков и кредитных учреждений могут получать достаточно солидные доходы с учетом всевозможных бонусов и премиальных. Опять-таки стоит иметь в виду, что и здесь указываются усредненные данные – в одних банках сотрудники в среднем получают 100 тысяч, в других – 500 тысяч и более. Обычные менеджеры могут получать 70 тысяч, а их руководители - несколько миллионов. Но в среднем выходит вот такая цифра», – сообщил Андрей Скородумов.
При этом самые низкие зарплаты остаются у людей, занятых в сельском хозяйстве – всего 127,3 тысячи тенге. Немногим больше у сотрудников сфер образования и здравоохранения. Уровень средней зарплаты у сотрудников разных сфер заметно отличается.
Но, по словам собеседника, и это еще не все. Самое интересное, что те же сельхозники зарабатывают 127 тысяч тенге в среднем. И если доход руководителей кооперативов и хозяйств может достигать 500 тысяч тенге, то простые работники села как раз-таки зарабатывают те самые 50-60 тысяч тенге в месяц, о которых и говорят сегодня в сети некоторые пользователи.
А в менее зажиточных агроформированиях цифры могут быть еще ниже.
Кроме того, есть разделения не только на сферы, но и регионы республики. Например, традиционно низкооплачиваемыми являются Туркестанская и Жамбылская области, где средние заработные платы населения составляют по итогам прошлого года 138 тысяч и 140 тысяч тенге соответственно. Понятное дело, что в этих краях сельхозники зарабатывают еще меньше. К слову, в Атырауской области, неизменном лидере по этому критерию, среднемесячная номинальная зарплата составила уже 345,2 тысячи тенге, далее идет Мангистауская область с зарплатой 309,1 тысячи тенге, Нур-Султане - 308,1 тысячи тенге,Алматы — 248,7 тысячи тенге.
«Справедливо ли при такой картине считать, что в целом население страны зарабатывает свыше 200 тысяч тенге? Ведь теоретически пять процентов населения страны может получать очень хорошо, а остальные приходится довольствоваться средними или низкими доходами. С этой точки зрения большая доля истины в словах Айкына Конурова есть, и мы действительно могли бы наблюдать тенденцию «…растущего расслоения нашего общества по уровню доходов - между отраслями, между должностями, между городской и сельской местностью, регионами», - считает экономист.
То есть фактически данные цифры могут ввести в заблуждение и уполномоченные госорганы, например, центры занятости – они будут считать, что население неплохо зарабатывает, хотя на самом деле это касается лишь небольшой ее части. И, может быть, в какой-то момент потребуются меры быстрого реагирования по повышению доходов граждан.
«Замороженные» зарплаты
А вот частный предприниматель Амзебек Алиев обращает внимание на другую негативную тенденцию – разрыв в росте заработных плат в различных сферах страны.
«Возьмем такой пример: наша компания занимается торговой деятельностью и оказанием компьютерных услуг населению. Пять лет назад мои сотрудники в Таразе получали около 40 тысяч тенге в среднем. Тогда это были хорошие деньги. Но за это время открылись десятки супермаркетов, других компаний в сфере информационных технологий. С большим трудом нам удалось за эти годы поднять зарплату сотрудникам на 20 процентов, и сегодня работники в среднем зарабатывают около 50 тысяч тенге. Мне как руководителю неловко, но что я могу сделать», - констатирует предприниматель.
Он обратил внимание на тот факт, что в сфере малого предпринимательства зарплата растет официально, но никак не реально.
«Продавцы в городе в основной своей массе по-прежнему получают «замороженные» зарплаты в 40-50 тысяч тенге. А вот работники бюджетной сферы, которым прибавляли то по 15, то по 30 процентов в год, сегодня получают уже около 120 000 тенге в среднем против тех же 40 000 пять лет назад», - считает Амзебек Алиев.
По словам предпринимателя, занятые в частном секторе люди страдают сильнее всего от «замороженных» зарплат. Многие руководители предприятий поднимают зарплаты лишь отдельным специалистам, а то и вовсе вынуждены жить без какого-либо повышения материальных благ.
И касается это не только частников-предпринимателей, самозанятых и так далее. Есть тысячи фрилансеров, сотрудников коммунальных предприятий, договорников, которым не повышают зарплаты по объективным или субъективным причинам, считает предприниматель.
«Конечно, это хорошо, что зарплаты учителей и медиков подняли в разы. Вышел Закон «О статусе педагога», и вскоре учителя будут получать еще больше. Врачам также решено в ближайшие годы значительно поднять зарплаты, и в среднем довести ее до 450 тысяч тенге. Меры поощрения принимаются в отношении сотрудников правоохранительных органов, госслужащих, судей и других счастливчиков, попавших в рамки какой-либо реформы. Но кто задумается о тех, чья сфера оказалась нетронутой реформами и о ком забыли чиновники и депутаты? Ведь тот же сотрудник строительной отрасли, я имею в виду обычного рабочего, может на морозе трудиться днем и ночью ради выполнения поставленного графика», - резюмировал Амзебек Алиев.
Новые расчеты
Кроме того, по мнению А. Скородумова, официальный рост зарплаты в той или иной сфере еще не означает, что она повышена всем сотрудникам.
Возможно, в сфере малого предпринимательства или промышленности рост отмечается на фоне повышения выплат руководящему составу, тогда как среднее либо низшее звено практически остались с прежним заработком.
«Вот почему сегодня заговорили о медианной и модальной методах исчисления зарплат. Это система могла бы более точно отражать не только реальные доходы граждан, но и их настроение. Допустим, у того же руководителя банка зарплата составляет два миллиона тенге, у его заместителя – 1,6 миллиона, а у двух обычных менеджеров – по 100 тысяч тенге. Несложный подсчет показывает, что при нынешнем методе исчисления их средняя зарплата составит 950 тысяч тенге», - объяснил экономист.
Если же считать по предложенному новому методу, получается другая картина.
«Сначала берем модальную зарплату, куда включаем двух простых менеджеров, работа которых не требует особых навыков и специальности – в среднем она составит 100 000 тенге. А в медианную часть возьмем руководителей банка, которые имеют хороший опыт и сильное финансовое образование, следовательно, хорошие должности и оклады. Тогда их средняя зарплата составит в среднем 1,8 миллиона тенге. Складывается совершенно другая картина, которая и говорит о том, где конкретно нужно поднимать доходы граждан. И с этой точки зрения можно было бы корректировать различные государственные программы занятости, проекты по повышению доходов населения и так далее», - говорит собеседник.
Есть свои минусы
Подобные методы расчета статистических данных используются во многих странах. Но есть при таком раскладе и некоторые минусы.
Прежде всего это то, что в глаза будет бросаться очевидная разница в заработных платах специалистов и простых рабочих, считает экономист.
Кроме того, официальные показатели модальной и медианной зарплат могут негативно сказаться на экономических индикаторах республики, используемых мировыми рейтинговыми агентствами. А это, в свою очередь, влияет на инвестиционную привлекательность страны, а, значит, и ее экономику в целом.
Как бы то ни было, уполномоченные органы могли бы в экспериментальном порядке применить подобные формы подсчета статданных. Возможно, это определило бы дальнейшую социально-экономическую политику государства, позволило выработать стратегию по реальному повышению доходов конкретной категории трудящихся, стимулировать продуктивность и эффективность той или иной сферы, инициировав кардинальные реформы.