Проект «Временная семья» родился из острой потребности максимально комфортно устроить детей из отдаленных сел, вынужденных жить вдали от дома. В СКО 88,5% школ – сельские, причем их преобладающее большинство – более 78% – малокомплектные школы. А в 229 селах региона нет даже начальной школы, потому что для ее работы, согласно постановлению правительства, в населенном пункте должно быть не менее 5 ребятишек, а для средней школы – не менее 81. Чтобы детям не приходилось ежедневно на перекладных добираться на учебу до соседней деревни или жить в интернате, местные власти приняли решение передать ребятишек на время учебы в патронатные семьи, а патронатным родителям платить заработную плату за опеку и уход.
По данным управления образования СКО, проект стартовал в январе и в нем приняли участие 3 района области. На должность временных родителей были отобраны 54 семьи, которым на руки передали 61 ребенка. За исполнение родительских обязанностей им платят заработную плату, в среднем – 45 тысяч тенге. На содержание каждого ребенка полагается еще 7 МРП, что составляет 17 675 тенге. Трехсторонний договор между родителями настоящими и временными, а также школой, заключается на один учебный год.
Недавно на совещании в акимате СКО руководитель управления образования Гульмира Каримова доложила о первых результатах проекта, которые оказались блестящими.
«Количество пропущенных уроков сократилось на 35%, на 41% стало меньше пропусков по болезни, на 5,7% выросло качество знаний школьников из временных семей. С 83,6 в прошлом учебном году до 89,3% – по итогам 20182019 учебного года», – рассказала Гульмира Каримова.
Глава региона Кумар Аксакалов отметил, что затраты на обучение одного ребенка в отдаленных селах доходят до 800 тысяч тенге! Для сравнения, в городе затраты составляют 250-300 тысяч на ребенка. К тому же, отрыв детей от семьи ни к чему хорошему не приводит.
Результатами эксперимента остались довольны и местные власти, и родители, и дети. А Министерство образования РК намерено распространить опыт североказахстанцев в других регионах страны, как альтернативу интернатам, которые неэффективны ни в экономическом, ни в педагогическом смыслах.