Казахстан за последние годы значительно улучшил свои показатели в мировых рейтингах, отражающих уровень противодействия коррупции. В этом плане он уверенно опережает не только многие страны СНГ, но и некоторые экономически мощные государства. И АО «НК «ҚТЖ», являясь самым крупным работодателем в реальном секторе экономики Казахстана (порядка 150 тысяч человек работает в компании), принимает самые активные методы борьбы с коррупцией.
Так, с января текущего года в АО «НК «ҚТЖ» функционирует новое структурное подразделение – Комплаенс-служба. О том, почему данное подразделение необходимо в организационной структуре ҚТЖ, в своем интервью рассказала Liter.kz руководитель Комплаенс-службы Ирина КАПАНОВА.
– Ирина Васильевна, расскажите, пожалуйста, что такое комплаенс? Для многих это пока еще непонятный термин... Известно, что вы являетесь дипломированным специалистом в области комплаенса. Разъясните, что это за институт в целом, каково его предназначение, что меняется с его введением в деятельность компании?
– Прежде всего, необходимо отметить, что в 2017 году в целях внедрения лучшей международной практики, а также в рамках Программы трансформации АО «Самрук-Казына» утвердило Референсную модель по функции комплаенс в портфельных компаниях Фонда.
Одним из основных элементов комплаенс является «тон сверху», то есть приверженность руководства «культуре комплаенс» на личном примере. Комплаенс программа должна быть полностью поддержана Советом директоров и Правлением, став неотъемлемой частью корпоративной культуры.
Комплаенс (в переводе с английского языка означает соответствие) – это признанная международная система, которая призвана обеспечивать осуществление деятельности компании в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан, международных стандартов и внутренних документов Компании.
Цель внедрения системы комплаенс – это формирование приверженности должностных лиц и работников высоким стандартам поведения, ведение открытого и честного бизнеса, укрепление деловой репутации и повышение доверия к компании.
В целом, функция комплаенс необходима для недопущения применения санкций со стороны регулирующих органов за несоблюдение регуляторных требований, предотвращение материального и нематериального ущерба посредством минимизации комплаенс-рисков, удовлетворения требований бизнес-партнеров и иностранных регулирующих органов.
– А для исполнения каких конкретно целей такая служба появилась в ҚТЖ? Над решением каких задач работаете вы?
– Необходимо отметить, что функция комплаенс является централизованной по группе компаний и предполагает построение процесса управления комплаенс рисками на консолидированной основе, а также внедрение в ҚТЖ и дочерних организациях локальных актов по вопросам комплаенс.
В соответствии с положением о Комплаенс-службе, утвержденным в установленном порядке Советом директоров компании, нашей основной задачей является обеспечение соблюдения работниками компании и его дочерних организаций требований законодательства Республики Казахстан, международных стандартов, соглашений, договоров и локальных актов ҚТЖ по вопросам противодействия коррупции.