На сцене театра оперы и балета «Астана Опера» готовят премьеру балета «Жизель».Когда мы видим артистов балета, с легкостью исполняющих балетные партии на театральных подмостках, никто даже представить себе не может, какой за этим стоит труд, и не только физический. Это еще и колоссальные эмоциональные затраты. Прима-балерина Айгерим Бекетаева в театре оперы и балета «Астана Опера» танцует главные партии классических балетных спектаклей уже 6 лет. И в этот летний премьерный день – 14 июня – балерина вновь порадовала поклонников балета в роли Жизель в балете с одноименным названием.
Что особенного для Айгерим в этой роли и как ей над ней работалось, создавая непростой образ Жизель, балерина рассказала в эксклюзивном интервью Liter.kz накануне премьеры.
- Айгерим, помню наше с тобой первое интервью в самом начале твоей карьеры в лучшем театре страны шесть лет назад. Радуюсь твоим успехам вместе с другими поклонниками балетного искусства. Как тебе работается над главной ролью в балете «Жизель», премьера которого намечены 14, 15 и 16 июня?
- Жду своего выхода на сцену в партии Жизель с большим нетерпением, особым трепетом, потому что это очень интересная роль.Она, прямо скажу, непростая. Для того чтобы ее исполнить, надо иметь определенный профессиональный багаж. Надо показать не только технические способности, но и актерское мастерство. Ранее я была знакома с этой партией – исполняла адажио из второго белого акта, а первый - буду исполнять впервые.
Мне было очень интересно понять всю, образно говоря, загвоздку, суть этой истории, почему все так произошло в жизни Жизель.
Сыграть сумасшествие –значит не просто отразить внешнюю сторону этого состояния мимикой и жестами. Это все гораздо глубже, сложнее и тем интереснее для воплощения на сцене.
И мне, на мой взгляд, это удается. Работая над этой ролью, опираюсь на какие-то свои жизненные переживания и, пусть небольшой, личный опыт. И это помогает мне вжиться в образ, передать на сцене состояние безумия героини.
Жизель мне близка по характеру, темпераменту. В этой роли чувствую себя очень органично. Я не играю девочку, не изображаю ее, оставаясь внутри далекой от этого образа.
Если проводить параллель с ролью Одиллии, черного лебедя в балете «Лебединое озеро», мне приходилось искать в себе какие-то не свойственные мне черты характера, но здесь все иначе.
В «Жизели» сложен для меня акт сумасшествия в техническом плане, где героиня практически неземная, воздушная, легкая.
- Надо полагать, это совершенно особая техника исполнения?
- Да. Но мне повезло! Это большое счастье, что над партией Жизель работаю с Алтынай Абдуахимовной Асылмуратовой, художественным руководителем нашего театра и моим педагогом, которая сама исполняла эту роль.
- Будучи талантливой балериной, ты как прима театра «Астана Опера» очень много работаешь и в творчестве добилась потрясающих результатов. А что изменилось в твоей личной жизни за 6 лет?
- Особых перемен в этом плане нет.
Все потому, что сегодня пока все свои силы я отдаю работе. И это здорово, когда зритель приходит в театр, чтобы увидеть игру конкретного артиста.
- Сегодня много поклонников именно твоего творчества!
- Радует, когда зритель дает высокую оценку твоей работе. Это мотивирует. Ведь весь наш труд для зрителя.
- Во многих творческих коллективах, мягко говоря, порой складывается не самая здоровая атмосфера. Это в равной степени актуально и для артистов, интеллигенции. Да и пишущая братия, как люди творческие, – не исключение. Имею в виду интриги, которые порождает зависть, что кто-то из коллег более успешен. А как складываются отношение с коллегами по цеху в вашем театре?
- В этом плане, на мой взгляд, в нашем театре все иначе. У нас здоровая конкуренция. Мы с самого детства, начиная с учебы в хореографическом училище, росли вместе. И после его окончания приходят в театр те же самые люди, только разных возрастов. И чтобы делать какие-то нехорошие вещи по отношению к артистам своего театра, такого, к счастью, у нас нет.Наоборот, у нас старшие поддерживают младших, рассказывают им и показывают то, чему научились сами, всегда поддерживают. Делятся своим опытом.
- Это здорово!
- Скажу больше, и молодые артисты к старшим коллегам относятся с большим уважением. Мы радуемся успехам друг друга!
- На мой взгляд, это сегодня воспринимается, как «высший пилотаж» отношений, что-то из области фантастики. А на самом деле, это нормально.
- Мне тоже кажется, что такие хорошие отношения – это нормально.
- Айгерим, верю, что на премьере балета «Жизель» тебя снова ждет успех, судя по тому, как ты работаешь и относишься к этой роли. А что впереди? Какие планы?
- Предстоят гастроли в Риме 1 и 2 июля, где я еще ни разу не была. Они для меня особенные. Мы повезем балет «Спартак». Четыре года я танцевала партию Эгиды, а теперь буду исполнять роль Фригии, супруги Спартака. Очень интересно, что эта партия оказалась мне ближе, чем предыдущая в этом балете, как в физическом плане, так и по характеру. Мне кажется, что более приблизиться к образу Эгины смогу, спустя какое-то время. По моему мнению, не стоит исполнять балетные партии героев, которых ты еще не чувствуешь на эмоциональном уровне.
Не могу судить о том, как это удается другим, когда работа над ролью построена на «голой» технике, но мне лично этого не понять.
Очень важно проживать, прочувствовать внутренний мир героя или героини, что зритель поверил в том, что ты делаешь на сцене.
Главная роль в "Спартаке"
- Это, на мой взгляд, и есть вершина мастерства, когда ты чувствуешь своего зрителя, находишься с ним на одной эмоциональной волне.
- Согласна. Для меня исполнять чисто технические движения не имеет смысла, а когда в роль вкладываешь душу, это и есть настоящая работа.
Еще постоянно чувствую груз ответственности, хочу все сделать как надо, соответствовать ожиданиям зрителя, а для этого надо очень много работать. Можно сказать, с утра до ночи. К примеру, как над партией Жизели. Приходя домой, мне едва хватало сил, чтобы немного поесть и сразу лечь спать.
Заметила, что именно в этой партии у меня такая сильная усталость, но не физическая.
- Наверное, много эмоций и душевных сил в нее вкладываешь.
- Безусловно, и это не физическое состояние усталости, а именно эмоциональное, новое для меня состояние, ощущение, что даже после упорной репетиции говорить ни о чем не хочется. Сложно объяснить.
- Такая самоотдача в идеале и должна присутствовать в жизни настоящего артиста.
Забегая немного вперед, скажи, а над чем будешь работать после «Спартака»?
Впереди нас ждет еще одна премьера - балет «Коппелия», надкоторым тоже предстоит много трудиться…
- Ты постоянно вся в работе. Иногда удается переключиться на что-то другое, отдохнуть? Есть другая жизнь, кроме балета?
- Конечно, у меня многодрузей, мы проводим вместе время: ходим в кино, рестораны. Стараюсь читать, гулять на свежем воздухе. Приходя домой, всегда включаю классическую музыку.
- И работа продолжается… А что читаешь, если не секрет?
- Классику. К примеру, роман «Анна Каренина». Но в данный момент читаю, все что касается балетной партии, чтобы лучше понять героиню, потому в книге больше можно узнать об этом, чем, скажем, в фильме.
- А есть у тебя какие-то мечты в творческом плане?
- Две из них уже воплотились – танцевать в балете «Лебединое озеро» и «Жизель». Живу сегодняшним днем, тем, что у меня есть. Я очень благодарна руководству нашего театра за то, что доверяют мне главные партии.
- И пусть их в твоей жизни будет еще больше. Судя по твоему отношению к тому, что ты делаешь, тебя впереди ждет еще больший успех у публики. Искренне тебе этого желаю! Благодарю!