Чем южная столица Казахстана так привлекательна для туристов?
В 2018 году город Алматы посетили свыше миллиона туристов, из них 365 тысяч — иностранцы из Европы, США, России и Центральной Азии. Это на 3,2% больше чем в 2017 году. Алматы продвигают на международных сайтах о путешествиях. По статистике 37% туристов выбирают этот город на сайтах, 8% — это социальные сети.
Большой интерес проявляют туристы из Европы. Туристов привлекают горнолыжные курорты. Если собрать все горнолыжные курорты, то выходит всего 46 км лыжных трасс. Их планируют увеличить до 456 км. Также в городе имеются: 2,5 тысячи ресторанов, 128 торговых центров, 50 рынков, 19 музеев, 20 театров. Но основной интерес иностранных туристов приходится на экотуризм — это хайкинг по горам и сплав по рекам летом, катание на лыжах зимой и т. д.
Сегодня в Алматы активно развиваются все направления, касающиеся туристской индустрии. 33 смежные с туризмом отрасли чувствуют эффект от ее развития. Это и повышает значимость туризма для экономики Казахстана. Касается это и благоустройства горного кластера, объектов размещения, общественного транспорта, системы общественного питания, продвижения туристских возможностей мегаполиса на международном уровне.
50% всех зарубежных туристов, приезжающих в Казахстан, посетили Алматы. Такие высокие показатели стали реальными благодаря ряду мер, принятых в сфере развития туризма. В том числе: 72-часового безвизового режима для граждан Китая и Индии, следующих транзитом через международный аэропорт Алматы. Благодаря введенной мере, с апреля 2018 года Алматы посетили 10,5 тысячи китайцев и 2,5 тысячи граждан Индии.
18 380 гостей могут единовременно разместиться в Алматы. Количество объектов размещения по сравнению с прошлым годом выросло на 21%. 64 указателя установлены вдоль горных пеших троп для облегчения ориентирования туристов. Также 10 из 15 маршрутов прошли маркировку в горах. 90 вариантов туров для туристов Алматы предлагают 39 туристических операторов, зарегистрированных на площадке TripAdvisor.
Первое место занимает горнолыжный курорт «Шымбулак» в рейтинге самых популярных курортов СНГ для активного отдыха в горах.
Туризм является источником валютной выручки и занятости для не требующих большой квалификации работников. В мире туризм создает каждое 10-е рабочее место, более 10% мирового ВВП и 6,5% экспортных доходов. В Алматы планируется довести долю туризма и сопутствующих сервисов в ВРП до 6% к 2025 г.
Большой потенциал – горный кластер. Совместно с австрийскими и французскими экспертами разработан мастер-план горных локаций Алматинской агломерации. Его реализация позволит привлечь $1 млрд частных инвестиций, создать 200 км лыжных трасс и порядка 30 тыс. новых рабочих мест непосредственно на объектах, а также порядка 45 тыс. рабочих мест — в смежных отраслях.
Помимо горного кластера в городе развивается событийный, этнокультурный и другие виды туризма. Так, ежегодно проводятся более 50 международных мероприятий.