Как исток реки, поначалу не столь заметный, но постепенно набирающий сильное полноводное течение, так и некоторые события, по прошествии времени, обретают важнейшее значение для целых государств и народов.
Они несут в себе зерно изменений, затрагивающих фундаментальные основания общества. В прошлом много примеров, когда из-за стечения обстоятельств происходили масштабные общественные катаклизмы, уходили в небытие вековые цивилизации и культуры. И лишь выдающиеся личности, авторитет которых признан народом и апробирован реальными делами, могут удержать и направить ход истории в конструктивное русло. Такие государственные деятели способны взять на себя этот поистине огромный груз ответственности перед собой и обществом и до конца выполнить свою высокую миссию.
Нурсултан Назарбаев явился именно тем лидером, который смело вступил на этот непростой и полный вызовов путь, встав во главе высшего руководства Казахской ССР на излете существования Советского Союза.
Произошло это три десятилетия назад – 22 июня 1989 года, когда на состоявшемся XV Пленуме Центрального комитета Компартии Казахстана Нурсултан Назарбаев был избран первым секретарем республиканской партийной организации. Как показали годы, это избрание стало своего рода прологом к тем будущим грандиозным свершениям, осуществленным под умелым руководством Елбасы, которые в итоге привели к рождению независимого Казахстана.
Каким образом это произошло, чем было обусловлено, и почему выбор тогда остановился на личности Нурсултана Назарбаева – об этих непростых моментах я хотел бы поделиться своими мыслями в данной статье. И говоря о тех сложных перипетиях, просто невозможно рассматривать их вне общего исторического контекста и всей взаимосвязанности происходившего.
В те годы Казахстан развивался в условиях советского государства на правах союзной республики.
Впрочем, несмотря на этот высокий статус, все нити управления сходились в союзном центре – Москве, где принимались ключевые решения и откуда исходили директивные указания на места. Эта строго иерархическая система управления сверху донизу жестко контролировала все сферы государства, не оставляя свободы действий республикам.
Однако с течением времени уже к середине 80-х годов в стране начали проявляться кризисные явления. Экономика, основанная на экстенсивной модели хозяйствования и уравниловке, тотальном присутствии государства, не справлялась с обеспечением многих потребностей людей.
Товарный дефицит, породивший так называемый «черный рынок», с его торговлей из-под полы был одной из заметных примет жизни советского общества.
В условиях «железного занавеса» и экономической автаркии отставание СССР от ведущих государств мира становилось все более очевидным. Тревожные тенденции нарастали во многих сферах, а административно-командная система, в силу своих коренных недостатков, начинала испытывать сбои.
Безуспешной попыткой модернизировать Советский Союз, направить развитие на новые рельсы стала перестройка, инициированная Генсеком ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Она вызвала большие надежды и ожидания на лучшее во всей стране, в том числе и у нас, в Казахстане.
Однако размытость приоритетов, подмена реальной работы многословием и бумаготворчеством, а главное, отсутствие конкретной программы действий приводили к постоянному шараханью и непродуманным шагам. В череде подобных просчетов стоит упомянуть и пресловутую «антиалкогольную кампанию», и «борьбу с нетрудовыми доходами», и многие другие ошибки, дискредитировавшие саму суть предлагаемых реформ. Эти промахи обернулись впоследствии потерей управляемости, стремительным нарастанием хаоса, и как следствие, распадом государства.
Ратуя на словах за возврат к демократическим методам управления, на деле Центр поступал по-своему и руководствовался лишь своими интересами – все контролировать и добиваться безусловного подчинения. Одним из таких недальновидных решений стал известный «18-ти минутный пленум», состоявшийся 16 декабря 1986 года, в результате которого первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Динмухамед Кунаев был отправлен в отставку. Тогда Центр, навязав свою волю республике, назначил на его место Геннадия Колбина, первого секретаря Ульяновского обкома, который никогда не работал в Казахстане. Судя по всему, это было преднамеренным шагом.
Ведь для союзной партийной элиты индустриально-аграрный Казахстан, территорией превышающий площадь Западной Европы, представлял собой объект повышенного внимания.
Мощная добывающая и аграрная промышленность, гиганты энергетики, черной и цветной металлургии – все эти отрасли и предприятия являлись стратегически важными звеньями, замкнутыми в единый хозяйственный механизм экономической системы страны. Важную роль играл Казахстан и в обеспечении продовольственной безопасности Советского Союза, будучи одной из главных зерновых житниц.
Следует также отметить еще один очень существенный фактор: на территории республики располагалось множество различных полигонов и испытательных площадок, находившихся в исключительном ведении могущественного союзного военно-промышленного комплекса.