29 октября 1929 года крах Нью-йоркской фондовой биржи утянул Соединенные Штаты Америки в пучину тяжелейшего финансового кризиса. Многие банки и бизнесмены столкнулись с разорением, миллионы людей лишились работы. Правительство США надеялось, что экономика сможет восстановиться без вмешательства, но этого не случилось. О том, как США преодолели крупнейший экономический кризис XX века, — в материале Liter.kz.
На протяжении девяти лет с начала 1920-х годов в США царила инвестиционная лихорадка. Население и бизнес, стараясь быстро заработать, тратили все накопления на приобретение дорожающих ценных бумаг. Экономика росла как на дрожжах. Шло активное строительство заводов, небоскребов и машин. Также в этот период Генри Форд создал автомобильный конвейер. В результате стало возможным производить доступные по цене автомобили. Из-за увеличения количества автомашин на дорогах стало ясно, что США необходимо развивать систему дорог и магистрали. Уже к началу 1920-х годов появилось более 250 «именных магистралей», которых именовали в честь исторических личностей или событий.
В этот период времени рынок никем не регулировался и на волне спроса стремительно надувался финансовый пузырь. В результате чего была создана самая масштабная финансовая пирамида за всю историю мировой экономики. В октябре 1929 года американский фондовый рынок рухнул, акции моментально обесценились и страна оказалась в длительном экономическом кризисе.
Позже этот период назвали Великой депрессией.
Правительство долгое время никак не реагировало. Ожидая, что рынок сам восстановится. За четыре года "депрессии" стоимость ценных бумаг упала в десятки раз, производство товаров и услуг сократилось вдвое. Доходы населения упали на 28%. Около 135 тысяч компаний и 900 тысяч фермерских хозяйств обанкротились. Армия безработных составила 17 млн. Резко упала рождаемость.
В конце 1930 года вкладчики банков начали массовое изъятие вкладов, что привело к волне банкротств банков. В результате началось сжатие денежной массы, которое в 1931 году привело к новой волне паники среди населения. Несколько месяцев власть никак не реагировала на набирающее обороты экономическое цунами. ВВП в 1930-1931 годы падает соответственно на 9,4 и 8,5 %, а уровень безработицы поднимается с 3,2% на начало 1930 года до 15,9% к концу 1931 года.
Дальше было только хуже. В 1932 году уровень безработицы увеличился до 23,6%. Сельскохозяйственные цены с 1929 года упали на 53%. За три года обанкротилась половина всех банков, а их вкладчики потеряли два млрд долларов депозитов. Денежная масса с 1929 года сократилась по номиналу на 31%.
В 1930-х годах по всей Америке разразился массовый голод, который привел к массовым маршам и забастовкам.
В такой сложный период в США к власти приходит демократ Франклин Рузвельт. Он сразу же предпринял ряд антикризисных мер: установил минимальный уровень оплаты труда, ввел систему соцстрахования, отменил детский труд, укрепил профсоюзы, поднял ставки налогов на большие личные доходы. Коммерческим банкам запретили работать с ценными бумагами, чтобы исключить спекуляцию средствами вкладчиков.
В январе 1932 года в США была создана Финансовая корпорация реконструкции (RFC). Она оказывала финансовую помощь железнодорожным компаниям, финансовым институтам и корпорациям. Позже она начала финансировать сельское хозяйство и помогать в организации общественных работ.
Был принят закон о Федеральном жилищном банке, который должен предоставлять кредиты организациям, занимающимся ипотечным кредитованием. Власти активизировали бюджетное перераспределение доходов от богатых к бедным, чтобы стимулировать потребление. Максимальная ставка подоходного налога была повышена с 25 до 63%.
Кроме того, Рузвельт решил активно вкладывать в развитие инфраструктуры и дорожной сети по всей стране. Так он "убивал двух зайцев" - развивал производство и создавал новые рабочие места. В конце 1930-х годов администрация США впервые разработала план создания общефедеральной системы скоростных дорог. На карте США президент Рузвельт нарисовал три линии, пересекавшие страну вдоль и еще три – поперек, и предписал Бюро общественных дорог немедленно заняться сооружением этих шоссе. Рузвельт всячески поддерживал американцев, в мае 1933 года было выделено полмиллиарда долларов на помощь безработным. Миллионы безработных были задействованы в строительстве дорог, мостов, электростанций и аэропортов.
К 1938 году был принят Закон о федеральных магистралях, согласно которому Бюро общественных дорог было указано изучить возможности создания сети платных магистралей. Смысл был в том, чтобы включить все штаты в новую дорожную систему, длиной 43 тыс. километров. Но платной ее сделать только частично, побоявшись вызвать массовое недовольство.
Через год Рузвельт предложил Конгрессу США принять соответствующие меры по созданию межрегиональной магистральной системы. Но, из-за участия США во Второй мировой войне, строительство магистралей отошло на второй план. В 1947 году строительство продолжилось, оно было оценено в 23 млрд долларов.
В целом, Рузвельту удалось вытащить США из мирового кризиса. При нем доллар стал единственной мировой валютой. Ему удалось вселить в людей оптимизм, американцы доверились ему, позволив совершить все эти реформы. Рузвельт смог успокоить население и не допустить паники.