У новой страны должна быть новая столица
– В преддверии получения Казахстаном суверенитета, в 1990 году, вы возглавляли Государственный строительный комитет КазССР. После стали президентом государст венноакционерного концерна «Казахстанстрой», работали первым заместителем министра строительства, жилья и застройки территорий РК. Надо полагать, с учетом вашего огромного опыта в сфере строительства Нурсултан Назарбаев и поручил вам заняться вопросами, связанными с переездом в новую столицу?
– После распада СССР министерства преобразовались в госхолдинги и корпорации. Все бывшие министры становились президентами государственных акционерных обществ, перераспределялись управленческие и хозяйственные функции. Для реализации новой жилищной программы были созданы Жилстройбанк и Министерство строительства, жилья и застройки территорий РК.
Министром был Аскар Кулибаев, пригласивший меня на должность своего первого заместителя. В 1994 году президент Нурсултан Назарбаев впервые озвучил идею о переносе столицы в Акмолу. Это было как раз в день его рождения – 6 июля, на заседании Верховного Совета.
Во-первых, столица государства – Алматы – находилась не в центральной его части, а на краю государства, что крайне неудобно.
Во-вторых, немаловажен и фактор перемещения населения.
Были и чисто экономические причины: рядом с Акмолой располагались города Караганда, Костанай, Петропавловск, Павлодар, Усть-Каменогорск, и новая столица оказалась бы в самом центре сельскохозяйственного и промышленного региона. Нурсултан Назарбаев говорил о том, что столица должна иметь возможность развиваться. В этом плане город Алматы практически зажат, говорил он, расширяться некуда, это проблемный город в экологическом и сейсмическом плане.
И чисто политический момент: у новой страны должна быть новая столица.
Таким образом он обосновал свою идею. После бурных дебатов депутаты согласились. Следом Нурсултан Назарбаев подписал Указ о создании Госкомиссии по передислокации высших и центральных госорганов в Акмолу.
Изначально возглавил ее первый заместитель Премьер-министра Нигметжан Исингарин. Через непродолжительное время Президент пригласил Николая Макиевского, который энергично взялся за дело, были составлены графики, мероприятия и др. Но это не совсем устраивало Президента страны.
– Вы не побоялись взвалить на себя такую ответственность? Все-таки вашим предшественникам наверняка руки связывало отсутствие денег в госказне?
– Что касается Нигметжана Исингарина, то у него не было штата; вопросами, связанными с переносом столицы в Акмолу, занимался его аппарат, загруженный горящими вопросами, которые стояли тогда перед страной. Поэтому президентское поручение было для него общественной нагрузкой. И потом, положа руку на сердце, честно скажем: в то, что столица когда-нибудь переедет в городок на севере страны, мало кто верил. Даже в Алматы вечерами не было света, наблюдались проблемы с уборкой улиц и ремонтом дорог, выплата пенсий и зарплат вечно буксовала, магазины зияли пустыми полками. Люди думали о хлебе насущном, а не о будущем.
Перенос столицы, честно говоря, не воспринимался как первостепенная задача. У Нигматжана Исингарина своих забот хватало. Главное, никто не имел представления, как переносить столицу. Никто не знал, сколько нужно денег. Поэтому первый этап подготовки прошел в поисках. Сегодня я поражаюсь стойкости и уверенности нашего Первого Президента. Каким надо быть стратегом, чтобы претворять в жизнь идею, в которую практически никто не верил! В 1995 году Президент поручил заняться этим вопросом заместителю председателя Совмина Николаю Макиевскому.
Тогда у Госкомиссии уже был аппарат из 30 человек и началась более-менее организованная работа по подготовке переноса столицы. Часть аппарата занималась инфраструктурой Акмолы, другая – вопросами строительства. Но движение в основном ограничивалось организационно-бумажной работой. Нужны были деньги, которых в бюджете не было.