Столица Казахстана стремительными темпами приближается к мировым аналогам. Высочайший полет архитектурных фантазий, развитая инфраструктура, внедрение новейших технологий сделали Нур-Султан мобильным, комфортным и красивейшим городом.
И за всем этим стоит неустанный труд сотен и тысяч людей, которые одномоментно приехали из разных уголков страны и даже мира, чтобы быть сопричастными к строительству нового города. О том, как все начиналось, мы беседовали с ведущими архитекторами Казахстана – Аманжолом Чиканаевым, Владимиром Лаптевым и Сериком Рустамбековым. Итак, добро пожаловать в Гостиную ЛИТЕРа!
Автор этих строк начинал свою журналистскую карьеру в Астане практически параллельно с развитием молодой столицы, поэтому хорошо помнит времена, когда этих уважаемых людей было не застать для интервью: совещание у Президента, совещание в Генплане, встречи с инвесторами, выезд на объекты… Жизнь бурлила, била ключом, казалось, даже часов в сутках стало больше. Главным украшением города являлись строительные краны, а ставшие привычными звуки стройки не мешали даже убаюкивать младенцев.
«Город-стройка», «стройка века» называли столицу и ехали, ехали, ехали сюда со всех концов. Одни так здесь и остались, отыскав в новом городе свою судьбу, другие, построив не одно здание, возвращались на родину. Такие это были годы – насыщенные, полные идей, планов, проектов. Столица объединила всю страну, стала воплощением монументальной идеи, дала надежду на развитие всей страны. Главным девизом тех лет было: «Расцвет Астаны – расцвет Казахстана». Регионы работали на большую стройку – песок, цемент, кирпичи производили на отечественных предприятиях. А у истоков этих проектов стояли величайшие умы – архитекторы, работу которых лично контролировал и корректировал Елбасы Нурсултан Назарбаев.
Аманжол ЧИКАНАЕВ:
– У Елбасы есть удивительная способность: вникать в тонкости той работы, которая, казалось бы, вовсе далека от его прямых обязанностей. Будь то проектирование, стройка или что еще – Нурсултан Абишевич очень внимательно слушал собеседника и задавал вопросы, которые помогали усовершенствовать работу.
Он вносил дополнения и изменения, которые, как показывало время, действительно попадали «в точку». Я не перестаю удивляться дальновидности и огромному пытливому уму Елбасы. Кстати, заслуги других он тоже умеет ценить по достоинству.
Помню, когда японский архитектор Курокава предложил свой проект Генерального плана Астаны, я высказал свое несогласие с некоторыми моментами. И, спустя годы, Нурсултан Абишевич сказал мне: «Сенің айтқаның дұрыс болды. Ты был прав».
Изначально конкурс на разработку эскиза идеи по развитию столицы был организован среди казахстанских архитекторов.
Из 17 творческих коллективов победила группа специалистов из Алматы и Целинограда. Однако требовались и проекты, учитывающие последние стандарты XXI века.
Нурсултан Назарбаев решил объявить международный конкурс. Победил, как известно, японский архитектор Кисё Курокава. В его проекте была заложена очень сильная концептуальная идея. Ее суть заключалась в том, что в XXI веке города нужно строить в соответствии с новой философской доктриной. Город должен быть симбиотичным, метаболичным.