Он – человек-легенда, личность, первый среди казахов кинооператор и фотограф, работы которого стали культурным наследием народа.
Как говорил известный немецкий поэт Генрих Гейне, человек в разгаре своей деятельности похож на солнце. А чтобы его рассмотреть как следует надо видеть его при восходе и на закате.
Восход Искандера Тынышпаева произошел 9 мая 1909 года – он родился в день влияния Марса, Венеры и Луны, которые одарили Искандера смелостью, упрямством, целеустремленностью и уверенностью в себе, а его могучий организм и большая жизненная энергия помогли ему пережить немало испытаний.
Искандер Тынышпаев родился в семье первого профессионального инженера-казаха, видного политического и общественного деятеля Мухамеджана Тынышпаева, который за связь с Алаш Ордой был репрессирован и расстрелян. После ареста Мухамеджана убили не сразу. Он жил на поселении, куда в 1932 году к нему приехал сын Искандер.
После свидания с отцом, следователь ОГПУ обвинил Искандера, назвав «помощником шпиона», на что в ответ получил мощный удар кулаком, от которого в сознание пришел только через сутки. Тогда Тынышпаева-младшего приговорили к смертной казни, но затем заменили десятилетним сроком.
Позже Искандер рассказывал своим ученикам, что природная сила позволила ему выжить в условиях ГУЛАГа. Да и на свободе, он, бывало, демонстрировал свою богатырскую силу, вытаскивая из оврагов одним движением плеча машины съемочной группы или заваливал на спор известных силачей города. На восторги окружающих, он невозмутимо отвечал: «А, так это я на лесоповале закалился».
Творческий процесс
Свой первый художественный фильм под названием «Тахир и Зухра» Тынышпаев снял в Ташкенте после своего освобождения, в 1944 году. Кстати, туда он поехал по совету своего друга Романа Кармена, который вместе с письмом прислал ему деньги на дорогу до Ташкента. Роман не забыл, как они с Искандером в 1932 году вместе сняли фильм «Далеко на Востоке».
Любовь к кино у Тынышпаева зародилась еще в юности. Сопровождая отца во всех экспедициях, Искандер, за неимением недосягаемой кинокамеры, увлекся фотографией: пленка будущего основоположника казахстанской и советской операторской школы фиксировала разнообразие природы, лиц, обычаев.