В последнее время все чаще эксперты в области экологии, да и простые горожане отмечают заметное улучшение состояния экологии Алматы. Концентрация вредных веществ в воздухе значительно снизилась и алматинцам стало попросту легче дышать. Такое же мнение на днях было высказано в ходе брифинга в службе центральных коммуникаций вице-министром экологии, геологии и природных ресурсов Ахметжаном Примкуловым. Плюс к рассуждениям вице-министр привел фактические данные произошедших изменений.
По словам вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов РК Ахметжана Примкулова с 20 марта их ведомство совместно с общественностью проводит ежедневный мониторинг атмосферного воздуха в столице и городе Алматы. Что касается южной столицы, то здесь за счет отсутствия автомобильного потока за время действия режима ЧП и карантина концентрация фенола снизилась в 60 раз по сравнению с данными за прошлый год.
Здесь можно вспомнить период пятилетней давности. Тогда в рамках программы развития города Алматы до 2020 года мегаполис стал активно адаптироваться для пешеходов. Главной целью было сделать город не только безопаснее, но и улучшить эко-ситуацию в Алматы. В итоге всего за 4 года было отремонтировано более 600 улиц, с приоритетом для пешеходов обновлен исторический центр города. Чтобы сократить количество автотранспорта, в Алматы начали создаваться условия для передвижения велосипедистов. Не все восприняли программу положительно, особенно много недовольства звучало от автомобилистов. Но как показало время и двухмесячный карантин превращение Алматы - в город для пешеходов было правильным решением. Город стал чище и об этом свидетельствуют данные озвученные вице-министром Примкуловым.
- По городу Алматы анализ показывает, что в нижней части города превышена концентрация по взвешенным частицам PM 2,5 - PM 10, - отметил в ходе брифинга Примкулов. - Данные загрязнения характеры для работы ТЭЦ, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3. Вместе с тем в верхней части города зафиксировано снижение по газам, в частности, оксиду азота, диоксиду азота. Отдельно отмечу, что по концентрации фенола наблюдается 60-кратное снижение от значения прошлого года. Это говорит о снижении влияния выбросов от автотранспорта.
В свою очередь эксперты в области качества воздуха и экологии в целом заявляют, что положительные изменения, которые произошли в плане экологической обстановки в частности в Алматы в этот период были предсказуемы. И сейчас по их мнению эффект карантина должен наконец подтолкнуть к реальным действиям по улучшению экологию.
- Карантин на самом деле помог нам увидеть то, что оказывается не все потеряно и можно изменить и улучшить нашу экологию, - говорит независимый эксперт в области транспортной политики, член инициативной группы "Чистый воздух Алматы" при акимате города Елена Ерзакович. - Сейчас к сожалению, у нас есть серьезные проблемы в связке между мониторингом, аналитикой и принятием решений.
По мнению Елены Министерства экологии здравоохранения должны первыми бить тревогу и требовать от коллег на местах решений и программ, как обезопасить города от некачественного угля, топлива, фиктивного техосмотра и так далее.
- Мы уже много лет поднимаем проблему техосмотра транспорта, но эта процедура еще не доработана, - отмечает Елена. - А ведь и этот факт сказывается на качестве экологии. От того, что по городам продолжают ездить автомобили не соответствующие техническим параметрам воздух чище не станет. Нужна мощная программа по утилизации старого транспорта, а это требует субсидий. Все это необходимо решать на государственном уровне. Ну а произошедшие хорошие изменения в экологии это повод задуматься и сделать правильные выводы.
По словам Елены Ерзакович сейчас в мегаполисе активно проходят обсуждения по дальнейшим действиям, которые помогут сделать город чище. И есть много хороших инициатив, но чтобы их воплотить нужна поддержка на законодательном уровне. Кроме того как отмечает эксперт давно необходимо заняться вопросами общественного транспорта, проблемы которого решить без серьезных инвестиций не получится.
- Можно что угодно запрещать людям, в том числе использование личного транспорта, но если ты не даешь им альтернативу для передвижения по городу безопасного и комфортного, то это все будет временными мерами, которые только приведут к недовольству и не решат проблему экологии, - говорит Елена. - Города которые реально добились больших успехов в оздоровлении воздушного бассейна решали эту проблему через предоставления населению качественного и доступного общественного транспорта.
Работа в плане улучшения экологическом обстановки на постоянном контроле. И уже в ближайшее время будет сделан большой шаг города навстречу к экологической безопасности. Речь идет о переводе работы ТЭЦ на газ, что также было заложено в программе развития Алматы пятилетней давности. Об этом в ходе брифинга упомянул вице-министр Примкулов.