Эрик Байжунусов: Беременность с осложнениями

В прошлом году после родов мы потеряли 56 женщин. Это слишком много. Почему такое пристальное внимание к этому показателю во всём мире?
Эрик Байжунусов

Ведь есть более смертельные, такие как онкология и травмы? Просто беременность и роды – это не болезнь. Это ожидание чуда и счастья. И вроде всё идет хорошо и вдруг после родов или во время них начинается катастрофа: кровотечение, сепсис, эмболия... Бросаются все силы для спасения женщины, врачи начинают спасать ее, но, увы! Иногда они оказываются бессильными. И начинается поиск и наказание виновных. Жалобы. Прокуратура, возбуждение уголовных дел, нередко суд и срок.

В последний раз умерла, по сути, цветущая девушка 18-20 лет. В целом, более 150 детей по стране остались сиротами. Так кто же виноват?

Ссылка на 18 - летнюю женщину, на ее болезни, что она не лечилась и курила, неуместны. Были ли мы сами такими ответственными в этом возрасте? Конечно, нет. В этом возрасте жизнь воспринимается совсем по-другому.

Решение родить принимает сама семья.

Иногда вопреки здравому смыслу и в ущерб собственному здоровью. Если кто осуждает это, тот просто не знает женскую психологию и материнский инстинкт. И осуждать девушку за это неправильно. Это первое.

Некоторые женщины решают рождением детей свои материальные и бытовые проблемы. Пособия и льготы, которые положены в таких случаях, являются хорошим стимулятором для роста рождаемости. Это нормально и осуждать её тоже нельзя. Это второе.

Другой вопрос: можем ли мы обеспечить детей всем необходимым? И на стыке этих социальных проблем, дети становятся заложниками ситуации. В советское время был такой термин «квартирные дети», то есть дети, рождённые для решения жилищных проблем.

Тут, наверное, плоскость ответственности лежит на социальной ориентированности самого государства. Конечно же, надо усиливать социальную поддержку таких семей, и в первую очередь – качественную медицинскую помощь, которая будет сопровождать беременную до самых родов.

Но как только девушка забеременела, начинается та самая дорога, которую осилит далеко не каждый. В идеале она должна встать на учёт до 12 недель и без всяких осложнений лечь в роддом со схватками и родить здорового малыша. Так бывает всё реже и реже. Встать на учёт до 12 недель важно, потому что до этого срока можно избежать осложнений и вовремя диагностировать врождённые пороки или наследственные заболевания. Большинство девушек соглашаются на прерывание беременности, если таковые обнаруживаются. Сейчас эта диагностика поставлена хорошо. Медицина оборудована всем необходимым и ошибки практически исключены.

Часто основанием для отказа от прерывания становятся религия и другие субъективные причины.

Многие девушки даже от обследования отказываются наотрез. У нас есть перечень болезней, при которых категорически запрещено рожать. Так называемые абсолютные противопоказания, тяжёлые сопутствующие болезни сердца, онкология и т.д. Если такая женщина есть на участке и у неё фертильный, т.е. детородный возраст, то участковый врач и гинеколог будут каждый раз уговаривать её не беременеть. Будут настойчиво предлагать различные способы контрацепции. Бесплатно.

Но как только вы отказались и решили родить – начинается зона ответственности всех врачей. Теперь вы – потенциальная смертница.

На уровне участкового врача вас начнут таскать по всем специалистам, заставлять сдавать множество анализов. Потому что в вашей беременности виноват теперь ваш участковый врач! Не смогла убедить, уговорить, заставить поставить спираль. И виноваты все, кто вас смотрел.

Правда, многие благополучно рожают с букетом различных болезней и даже с пересаженным сердцем. Все при этом ходят по лезвию ножа, дрожа над каждой такой женщиной. Кто-то скажет спасибо? Нет. Карательный аппарат не может работать на поощрение, он работает только на наказание.

Новости партнеров