Карьера главы фонда соцмедстрахования Айбатыра Жумагулова является очень интересной. Народ о нем узнал в 2016 году, когда Айбатыр Жумагулов занял должность вице-министра нацэкономики РК. Уже с 2019 года Жумагулов стал чаще мелькать среди народа в должности председателя правления некоммерческого акционерного общества «Фонд социального медицинского страхования». Казалось бы, что интересного, кроме своих должностных обязанностей, может предложить Жумагулов, коротко о недавнем уровне жизни главы соцмедстрахования, читайте в материале Liter.kz.
Как известно, в Казахстане о необходимости социального медицинского страхования заговорили еще в 2015 году. Отчисления в Фонд стали поступать с июля 2017 года от более 1,3 миллиона человек. Официальный старт ОСМС, который обязывает каждого казахстанца отчислять от своей заработной платы 2% в Фонд, начался с января 2020 года.
Узнать, как живет Айбатыр Жумагулов, нам помогла его жена Гульбаршин Заирова, которая является активным пользователем социальных сетей. Информацию со страницы предоставила общественница Гульбану Абенова, которая пристально следила за жизнью жены Жумагулова, выкладывая ее в своем аккаунте в Facebook.
Гульбаршин Заирова ведущая казахской редакции телеканала «Хабар». В ее Instagram около 400 тысяч подписчиков. Публичная личность не скрывала дорогие украшения, роскошный особняк и все выставляла, до недавнего времени, на всеобщее обозрение.
К примеру, перед праздниками телеведущая советует за два-три дня делать тонкий намек и выставлять фотографию с понравившимся украшением или вещью. Этот метод, как отметила Заирова, срабатывает на протяжении семи лет. Ее муж (Айбатыр Жумагулов – прим.ред.) еще никогда не отказывал жене.
Эти слова написаны под фотографией, где жена экс-вице-министра нацэкономики и главы Фонда соцмедстрахования стоит у известной марки часов Rolex.
Также Гульбаршын Заирова частенько, снимая истории в Instagram, показывала интерьер своего дома.
Как отметила общественница, он соответствует царскому происхождению.
«А вот и посмотрим в каком дворце живет семья Акпатша - главы #соцмедстрахования. Интерьер соответствует царскому происхождению. Мебель из красного дерева, надо полагать?» - задается вопросом женщина.
И, действительно, мы видим двухэтажный особняк, выполненный в золотом стиле. Мебель соответствует самому дому, все в позолоте. Присутствуют элементы красного дерева и хрусталя. О том, сколько получает глава Фонда соцмедстрахования, до сих пор неизвестно, так как пресс-служба фонда отказывается раскрывать данные.
Наряду с этим, невозможно не затронуть тему свадеб, которые, как известно, в казахском обществе справляются с особой пышностью. Семья Жумагуловых-Заировых не осталась в стороне. Неделю назад на странице, где предлагаются фамильные ювелирные украшения ручной работы, появилась информация о Гульбаршын Заировой, которая преподнесла в подарок невестке (жене ее сына – прим.ред.) украшения общей стоимостью 809 тысяч тенге (Серьги 108 000 тенге; кольцо - 85 000 тенге; браслет – 216 000 тенге; бойтумар - 393 500 тенге). Это металл серебро 925 пробы с напылением золотом 750 пробы, камень яшма. Данные с сайта ювелирных украшений ручной работы.
Когда общественница Гульбану Абенова начала выкладывать на своей странице размышления о богатстве отдельно взятой семьи Жумагуловых, в комментариях под ее постами разразилась бурная дискуссия, которая привела к тому, что аккаунты исчезли. Позже восстановил страницу в Instagram только глава семейства.
Вместе с этим, редакция Liter.kz поинтересовалась, могут ли жен высокопоставленных лиц привлечь к ответственности за демонстрацию роскошной жизни в социальных сетях.
В Антикоррупционной службе ответили, что они будут руководствоваться нормами уголовно-процессуального законодательства, которым очерчены их компетенции.
Директор административно-правового департамента Агентства по противодействию коррупции Айгуль Базарбаева на брифинге 20 апреля сказала, что есть статья 180 Уголовно-процессуального кодекса "Поводы к началу досудебного расследования", которая предусматривает основания и поводы обращений.
«Если в обращении в СМИ указываются такие факты (демонстрация роскошной жизни), но при этом не содержатся признаки, указывающие на преступление, то мы не имеем права проводить проверки. Здесь следует рассматривать через призму Этического кодекса. Согласно ему госслужащие обязаны быть честными, справедливыми, соблюдать морально-этические принципы, своим поведением не допускать общественного порицания", - указала Базарбаева.
Однако Базарбаева подчеркнула, что данный Этический кодекс не распространяется на супругов и членов семей госслужащих. При этом она отметила, что лица, которые раскрывают данные личной жизни, могут нести ответственность по Гражданскому кодексу.
"Неприкосновенность частной жизни - этот вопрос рассматривается судебным разбирательством", - отметила директор административно-правового департамента Агентства по противодействию коррупции.
На это общественница Гульбану Абенова ответила, что в таком случае в пантеоне, где будут хоронить госслужащих, не должны быть члены их семей.
«Если у жен госслужащих своя отдельная жизнь и их не касается кодекс, который должны соблюдать их мужья, то тогда не пойму, почему в пантеон хотят хоронить за госсчет тела жен государственных чиновников, еще и содержать их могилы за счет местного бюджета? Если морально- этический кодекс не распространяется на членов семей госслужащих, то и хоронить их надо вне пантеона», - резюмировала она.
В беседе с корреспондентом Liter.kz Гульбану Абенова подчеркнула, что она не вмешивалась в чужую личную жизнь, «жена Айбатыра Жумагулова до недавнего времени сама публично демонстрировала игнорирование этических норм».
Учитывая все вышеизложенное, чтобы поставить точку в многочисленных дискуссиях, где конфигурирует семья Айбатыра Жумагулова, корреспондент Liter.kz связался с ним лично, однако разговор не удался, а сам Жумагулов и его представители сослались на занятость главы фонда. Позже с корреспондентом Liter.kz связался пресс-секретарь Жумагулова Ермек Болтаев, который отметил, что отвечает за имидж не только Фонда, но и его главы. Он также сказал, что состоится прямой эфир по просьбе общественницы в субботу 23 мая, где корреспондент сможет задать свои вопросы и получить ответы. Также Болтаев обещал проинформировать о времени прямого эфира. Однако в субботу никакой информации и звонка редакция не получила.
Позже стало известно, что прямой эфир Жумагулов отменил, так как возникла срочная поездка по работе в Алматы. Он связался с общественницей, которая сняла видео-интервью и выложила у себя на странице в воскресенье ночью.
Беседа началась с инициативы общественницы, которую умело перехватил Айбатыр Жумагулов. Он поздравил казахстанцев со священным месяцем Рамадан и сам начал задавать вопросы. В первую очередь его интересовало: почему вообще решили затронуть его личную жизнь. После глава фонда рассказал о том, как формировался его капитал.
Жумагулов рассказал, что получил очень хорошую базу знаний в республиканской физико-математической школе, университете и в Нацбанке, где работал.
В начале 2000 годов, когда был ипотечный бум, знания помогли ему приобрести первую квартиру в кредит, которую Жумагулов продал в очень короткое время за двойную цену.
"Первые мои действия связанные с доходом были с недвижимостью. Все сделки можно отследить в Минюстиции. В 2001-2002 годах я приобретал земли. Мои действия на тот момент не противоречили корпоративной этике. Не было правил, что я не могу инвестировать в недвижимость. Это было зарождение первых моих капиталов. Я готов отчитаться за каждую копейку", - сказал он.
Позже, по словам Айбатыра Жумагулова, произошел "бум" на рынке ценных бумаг.
"Могу откровенно говорить, я являюсь специалистом ценных бумаг. На рынке ценных (2002-2007 года) были изменения. Соответственно, это тот сектор, который дал хороший толчок в то время. Я сейчас покажу вам декларацию, но я против того чтобы вы официально опубликовывали, открыто говорили и показывали ее. Я хочу, чтобы вы увидели, что средств достаточно, чтобы содержать семью", - сказал спикер общественнице.
Глава фонда отметил, что период между 2002-2007 годами стал одним из основополагающих при строении его капитала.
"Я пришел на госслужбу обеспеченным человеком. Мой доход был выше среднего казахстанца", - подчеркнул в беседе Жумагулов.
В 2007-2008 годах семья Жумагуловых приобрела семейный дом.
"Этот дом был не достроен. Выбор пал не сразу, родители смотрели и критиковали. Но мы с женой купили. Достроили за год. Уже тогда дом, который вы осветили в соцсетях, был", - сказал он.
Дом, который демонстрировала супруга Жумагулова, находится в Алматы. На вопрос: есть ли недвижимость в Нур-Султане, глава фонда не ответил.
Жумагулов показал декларацию Абеновой, где представил свои доходы. Однако запретил показывать их в видео и выставлять на всеобщее обозрение. Вместе с этим он рассказал, что у его жены есть несколько салонов красоты. Налоги семья платит добросовестно.
Завершил беседу глава Фонда словами, что не боится критики и всегда готов ответить на все имеющиеся, как у общественности, так и у журналистов, вопросы.