Прежде всего, хотел бы поблагодарить Председателя Китайской Народной Республики господина Си Цзиньпина за традиционно теплое гостеприимство и приглашение на Форум.
Уважаемые дамы и господа!
Китайская мудрость гласит «хочешь стать богатым, построй дороги».
И это в полной мере относится к нашей истории Великого Шелкового пути, который мы сообща воссоздаем сегодня.
Две тысячи лет назад благодаря смелости и предприимчивости людей – Евразия уже была объединена в единую сеть дорог.
Это был первый в истории человечества прообраз глобализации.
Как мы помним, с 1990-х годов было множество попыток и концепций возрождения Шелкового пути в Евразии.
По самым разным причинам, эти проекты так и не были реализованы.
Более того, нужно признать, что спустя десятилетия и сама прошлая версия глобализации дала трещину.
Мировое сообщество оказалось не готовым к форсируемой универсальности.
В результате в последнее десятилетие надежды на единый процветающий глобальный мир сменились жесткими реалиями регионализма, торговых войн и санкций.
На мгновенье могло показаться, что будущий тренд развития человечества уже предопределен и альтернативы все более разделяющемуся миру не существует.
Но предложенная в 2013 году Китаем модель Шелкового пути – стала не только жизнеспособной в современных геополитических условиях, но и успешной, как показывают прошедшие пять с половиной лет ее развития.
Казахстан, где впервые Председателем КНР Си Цзиньпином была озвучена эта идея – с первых дней поддержал инициативу строительства «Пояса и пути».
Ведь это также важная часть нашей великой истории и новые возможности для будущего.
И сегодня по итогам первого, и я считаю успешного этапа строительства «Одного пояса - одного пути» уже можно отметить следующее.
Первое. Мир явно уже сильно устал от конфликтных геополитических концепций, и все более тяготеет к геоэкономике и совместному развитию.
«Один пояс – один путь» олицетворяют гораздо большее, нежели просто комплекс новых возможностей для экономического сотрудничества.
Инициатива отражает сильный исторический запрос от более 120 государств мира на безопасность, широкую торговлю и процветание.
И действительно, благодаря усилиям Китая, России, стран Европы и Центральной Азии, многих других участников – современный Шелковый путь становится поясом стабильности и развития.
Так, несмотря на политические противоречия, санкции и торговые войны – рост объема торговли в рамках инициативы растет и уже составляет более 5 триллионов долларов или одну третью часть от общемировой торговли.
Второе. Глобализация все еще востребована и сейчас она трансформируется в новом формате.
Инициатива «Один пояс – один путь» представила новую модель глобализации с восточным лицом.
Исторический цикл вновь возвращает центр мировой гравитации на Восток.
Мы видим, что сегодня Азия действительно стала регионом XXI века. 28% мирового ВВП уже сконцентрировано здесь и эта цифра будет только расти.
И уже сейчас тренд истернизации предлагает новые ориентиры кооперации.
Третье. Инициатива «Один пояс – один путь» смогла обойти вызовы географии и неравенства в развитии.
Евразия вновь становится единой.
Как и две тысячи лет назад в единую сеть сейчас связаны самые разные и отдаленные части нашего континента.
За короткий период мы совместно смогли построить экономические коридоры, которые обошли сложные природные ландшафты и геополитические противоречия.
Благодаря современной логистике и взаимопониманию государств – товары из Юго-Восточной Азии могут достичь городов Северной Европы всего за две недели.
В основе этого – прагматизм и стремление к процветанию.
Уважаемые участники Форума!
Казахстан выгодно расположен в самом центре Евразии.
Через наше государство проходят кратчайшие сухопутные пути, соединяющие Азию и Европу.
В целях реализации имеющегося транзитного потенциала мы имплементировали национальную программу «Нұрлы жол».
За последние 10 лет Казахстан инвестировал в развитие инфраструктуры, транспортно-логистических активов и компетенции порядка 30 млрд. долларов.
Модернизированы или введены в эксплуатацию 2,5 тысячи километров национальных железных дорог и 12,5 тысяч километров автомагистралей.
Реконструированы отечественные морские и воздушные гавани.
В результате за короткий срок в стране был создан современный и конкурентноспособный транзитный хаб.
Огромная работа проведена и за пределами внешнего контура.
С помощью соседних государств, в том числе стран Центральной Азии, нами запущены новые маршруты, связавшие Казахстан с миром и по суше и морю.
С 2016 года успешно реализуется план по сопряжению программы «Нұрлы жол» с Экономическим поясом Шелкового пути.
Через Россию и Казахстан Европу с Китаем соединила высококлассная межконтинентальная автомагистраль «Западная Европа – Западный Китай».
Нашей страной построен логистический терминал в китайском порту Лянюньгань на Тихом океане.
Набирает обороты введенная в строй железная дорога Казахстан –Туркменистан – Иран – Персидский залив.
Казахстанские порты Актау и Құрық обслуживают возрастающие объемы перевалки грузов из Китая, центральноазиатских стран, на Южный Кавказ, Турцию и далее в Европу.
Только за прошлый год в портах Актау и Құрық было обработано 6,5 миллионов тонн транзитного груза и более 15 тысяч контейнеров.
Достичь государств Южной Азии и Афганистана можно с использованием железной дороги через Казахстан в направлении Узбекистана и Кыргызстана.
Эффективное распределение железнодорожного грузопотока на казахстанско-китайской границе осуществляется через сухой порт «Хоргос», вокруг которого вырос большой город.
Территорию Казахстана пересекают 11 трансконтинентальных маршрутов – 5 железнодорожных и 6 автомобильных.
Через казахстанскую сеть магистральных нефтепроводов и газопроводов осуществляются поставки и транзит энергоресурсов из Казахстана, России и Туркменистана на рынки Азии и Европы.
Большим потенциалом обладают возможности организации грузового судоходства на трансграничных водных артериях Казахстана, России и Китая.
Выгодным и естественным является сопряжение ОПОП с Евразийским экономическим союзом.
Уважаемые дамы и господа!
Мы видим, что Шелковый путь вновь меняет мировой уклад и создает новую глобальную реальность.
Он на деле опровергает многие теории краха глобализации и жесткого регионализма.
Мне глубоко импонирует, что через строительство «Одного пояса - одного пути» Председатель КНР господин Си Цзиньпин призывает к совместному построению сообщества единой судьбы человечества.
Это новое мышление в мировой политике очень хорошо созвучно с моей идеей G-Global, которая призвана консолидировать интересы всех стран.
В завершение своего выступления, хотел бы поздравить Вас, уважаемый господин Си Цзиньпин, и дружественный народ Вашей страны с 40-летием политики реформ и открытости, а также наступающей 70-й годовщиной образования Китайской Народной Республики (1 октября).
За прошедшие годы Китай достиг колоссальных успехов в своем социально-экономическом развитии, зарекомендовал себя в качестве надежного и ответственного партнера на международной арене.
Желаю китайскому народу достижения новых грандиозных задач, поставленных к 100-летию КНР.
Благодарю за внимание.