ИСТОРИЯ НАМ В ПОМОЩЬ
Ханум АЙДАШ: Когда мы говорим о моде, сразу возникает ассоциация с Францией, хотя искусство моды зарождалось в Англии. Это уже позже на мировой уровень моду поднял, конечно, Париж. Но не будем забывать, что и у нас, в казахской степи, тоже была своя мода, были свои законодатели. Меха, кожа, сапоги – все это мода, быт нашего кочевого народа. Мода возникает не на подиуме, а как стиль жизни. Она возникает из потребности одеваться. Обратите внимание на картины из прошлого или фильмы. Простой народ – серая масса, грубые ткани. В Китае, к примеру, простолюдины не могли надевать яркие цвета. Шелка и атлас, яркие красочные ткани были доступны только богатым. Как этнолог, я всегда интересуюсь одеждой наших предков. Вплоть до того, в каких одеждах хоронили людей. Я заглянула в историю, археологию. В городище Бозок были найдены останки женщины с обрывками ее головного убора. Так вот, я с большим интересом создала головной убор по ее черепу. Это цилиндр с фрагментами шелка, вкраплением каких-то бусин. Таким образом после кропотливой работы мне удалось воссоздать головной убор женщины того времени. Сначала нарисовала лицо, затем рисовала головной убор. Съездила в Китай за шелком. Бусинки оказались речным жемчугом, который по истечении времени иссох до мельчайших размеров. И все это мне дало понять, что придумывать дизайнерам ничего не нужно. Есть история, есть традиции, на которые всегда можно опереться. У нас есть генетическая память, поэтому наши работы всегда пронизаны национальным сознанием. Даже создавая современные тенденции, мы не забываем об истоках. И в этом – особенность казахстанской моды.