Предварительные выборы или праймериз партии «Nur-Otan», которые впервые пройдут в Казахстане в августе-октябре этого года, одновременно повторяют широко практикуемые стандарты мировых демократических стран и в тоже время имеют свои внутренние особенности. Даже в определении цели этой политической новации, с одной стороны присутствует общепринятое понимание необходимости увеличения шансов на победу кандидата и партии в целом, с другой – попытка запустить механизмы, которые повлияли бы на качественное развитие с учетом современных запросов электората всей системы партии "Nur Otan".
В сравнения казахстанского варианта праймериз с другими странами следует принимать во внимание такую концептуальную вещь как уровень развития существующих политических систем. Если в тех же США предварительный внутрипатийный отбор – это сложившаяся инфраструктура, некая магистраль, по которой привычным путем идет подготовка к выборам, то в Казахстане на данном этапе понятие праймериз отражает новую политическую философию выхода из системы кулуарных партйных решений в открытое конкурентное пространство. Возможно, это именно тот инструмент, который позволит немного поменять правила политической игры. Как высказался известный публицист Андрей Зубов: «Здесь речь о том, что всем нам – и партийным и беспартийным – очень хотелось бы наблюдать политическую жизнь в цифрах и данных регулярных соцопросов», а не только в период избирательных кампаний.
Об использовании механизма праймериз впервые было сказано на расширенном заседании Политического совета партии «Nur Otan», прошедшем в августе прошлого года. Именно тогда по инициативе Председателя партии Нурсултана Назарбаева был дан старт процессу системной партийной перезагрузки «Доверие. Диалог. Уверенность в будущем – 7 импульсов партии «Nur Otan».
Озвучивая идею внутрипартийного отбора, Елбасы тогда отметил, что международный опыт подтвеждает эффективность отбора активных партийцев и лидеров через праймериз. И, чтобы у коллег по партии не оставалось соменений в нужности новации, Первый Президент заявил, что партии «необходимо извлечь уроки из опыта стран, являющихся лидерами как в экономике, так и в области политического развития». Он пояснил, что открытый внутрипартийный отбор – это своевременное решение, которое позволит выявить самых активных и надежных членов, которые будут решать вопросы от имени партии. Они должны пользоваться уважением и авторитетом у населения. Владеть навыками работы в партийно-политическом поле, быть публичными и узнаваемыми.
Еще в 40-х годах XIX века праймериз впервые состоялись в США и затем сложились в привычную систему внутрипартийного отбора кандидатов для выдвижения на выборах. Институт первичных выборов в США, родине праймериз, - уникальная особенность политической системы этой страны. Праймериз предваряют любые выборы, в которых принимают участие кандидаты от основных политических партий. Без победы на праймериз ни один демократ или республиканец не сможет стать кандидатом на пост члена легислатуры штата, мэра города, сенатора, президента. Поэтому правовое регулирование первичных выборов находится в компетенции штатов, каждый из которых принимает свои законы, регулирующие их проведение. Правительства штатов финансируют и проводят праймериз практически так же, как и выборы.
В различных политических культурах предварительные выборы носят разные названия. В Австралии «pre-selection», в США «primary election» или просто «primaries», в Канаде «nomination contests», в России «предварительное голосование».
Что касается самой процедуры праймериз, то можно выделить несколько основных их видов. При этом разные партии одной и той же страны вправе
сами решать, проводить им праймериз или нет или по какой модели их проводить.
Есть открытые праймериз с допуском к участию всех зарегистрированных в данной местности избирателей вне зависимости от своей партийной принадлежности (США, Россия, Франция, Италия, Аргентина, Уругвай). И, наоборот, в закрытых праймериз в качестве избирателей участвуют только члены партии, осуществляющей эти предварительные выборы. Закрытые праймериз проводятся в тех же США.
В смешанной модели праймериз в Великобритании все желающие граждане могут голосовать после предварительной оплаты специального взноса в бюджет партии. А в Южной Корее члены партии и ее сторонники голосуют после предварительной регистрации.
В той же Европе также существует система предварительного отбора кандидатов, похожая на американскую. Однако она имеет ряд существенных особенностей. Так, европейские праймериз организуются не государством, как в США, а по инициативе самих партий. То есть в этом контексте, праймериз «Nur-Otan» оганизуется по европейскому образцу, поскольку, как и там, в Казахстане процедура предварительного отбора практически не регламентирована на законодательном уровне.
В Европе правительство, как правило, не участвуют в процессе – тоже самое и в Казахстане. Однако, партиям может потребоваться сотрудничество с властью: например, в случае открытых праймериз - для получения списков избирателей, или для покрытия территории с достаточным количеством избирательных участков. Во многих европейских странах широкое распространение получили закрытые праймериз. В Великобритании действует смешанная система, в которой на заключительном этапе отбора включается механизм в виде Совета по оценке парламентариев, который выполняет роль главного фильтра при отборе перспективных кандидатов.
Также и в США нет единой легальной дефиниции американских праймериз, каждый штат устанавливает свою собственную регламентацию.
Правильнее полагать, что существует не система, а системы праймериз, весьма разнообразные и имеющие ряд серьезных отличий друг от друга.
На этом фоне праймериз в варианте партии «Nur-Otan», похоже вобрал разные элементы существующих в мире регламентов. Скажем, с точки зрения избирательного права, предварительный отбор внутри казахстанской партии будет носить закрытый характер – голосуют только партийцы. С точки же зрения выдвижения кандидатов, здесь «Nur-Otan» допускает участие в отборе «непартийных» кандидатов, но при условии вступления в партию перед началом праймериз.
По словам политолога Андрея Чеботарева, то обстоятельство, что праймериз «Nur-Otan» будет проходить в закрытом формате, когда участвовать и голосовать могут только члены партии, может отразиться на интересе к нему населения. В этом случае многое будет зависеть от персон будущих кандидатов, включая пришедших в партию новых людей. Причем последние могут вступать в нее не одни, а с группами своих сторонников, готовых проголосовать за них на праймериз.
Впрочем, закрытый характер голосования будет компенсирован таким эффективным инструментом, как политические дебаты, которые в ходе праймериз будут максимально открытыми. В частности, будут приглашаться представители СМИ, блогеры, проводиться онлайн-трансляции в социальных сетях. По мнению политолога, это позволит заинтересованным гражданам наблюдать за дебатами и заочно знакомиться с потенциальными кандидатами.
Помимо того, что проведение дебатов является обязательным требованием к кандидатам, они будут проходить несколько раз на каждом из уровней отбора. Дебаты в ходе праймериз – первый уровень. Второй уровень – дебаты в рамках конференций районных и городских филиалов партии, третий – дебаты на конференциях областных филиалов, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент.
Кстати, трехуровневый праймериз, если включать в него процедуру утверждения партийных списков – одна из особенностей выбранного партией
формата. После всеобщего голосования, которое будет проводиться в субботу, праймериз продолжится подготовкой предложений по утверждению партийных списков на выдвижение на выборы в маслихаты всех уровней и Мажилис Парламента.
Каждый из уровневых партийных списков предполагает конкурс кандидатов на каждое место. На заключительном этапе утверждения списков – соответственно, на конференциях районных и городских филиалов партии областей и на съезде партии, – будут проводиться заключительные дебаты. По их итогам тайным рейтинговым голосованием делегатов (выборщиков) выбираются кандидаты для включения в партийный список на выдвижение на выборы в областные маслихаты и Мажилис Парламента.
В некоторых странах такая модель имеет место: когда выборы проходят прямо на партийном съезде – на главном партийном собрании избирается кандидат. При этом существуют две вариации данного подхода: прямые выборы, где кандидаты избираются делегатами съезда, и непрямые, где на съезде правом голоса обладают делегаты, избранные от местных филиалов партии.
Так или иначе, все имеющиеся в мире системы предварительного отбора объединены целью создать максимально качественный политический пул для победы в межпартийной борьбе. Чисто казахстанской особенностью здесь является установление квот для двух социальных групп: 30-процентная для женщин и 20-процентная для молодежи до 35 лет.
Для партии «Nur-Otan» цель победы на предстоящих в будущем году парламентских выборах также актуальна. Но в условиях казахстанской действительности важным вопросом политической повестки стоит ментальная перезагрузка, качественное обновление депутатского состава. Как планируют партийцы, через такой многоуровневый фильтр в виде праймериз в партийные списки будут отобраны претенденты, отражающие интересы и запросы различных социальных групп. Востребованные временем политики, способные действовать в условиях новой политической реальности, публичной политики и меняющихся общественных запросов.