По словам начальника отдела по организации продажи проездных документов регионального филиала «Южный» Сулушаш Бекбасовой, входящей в состав мобильной группы, они ежедневно по несколько раз обходят вокзалы Алматы-1 и Алматы-2, а также по скользящему графику проверяют при посадке людей в пассажирские поезда документы и билеты.
– Мы каждый день выходим на проверку внезапно и стараемся охватить проверкой все поезда по очереди. К примеру, 29 июля этого года в ходе рейда, проведенного совместно с сотрудниками линейного отдела полиции на станции Алматы-2, привлекли к административной ответственности 6 лиц, незаконно занимавшихся скупкой и перепродажей билетов. 4 августа на станции Шымкент также был задержан перекупщик билетов. Я уже более 20 лет работаю в сфере пассажирских перевозок и хочу отметить, что обновленная система продаж билетов очень хорошо себя зарекомендовала. К тому же появился такой сервис, как «Лист ожидания», поэтому, думаю, со временем проблема перекупщиков сойдет на нет, – говорит Сулушаш Бекбасова.
Напомним, в АО «НК «ҚТЖ» с 1 июля работает обновленная система продаж электронных проездных документов, которая защищена от действий перекупщиков.
Функционал программы блокирует механизм «ловли мест», которым пользовались недобросовестные кассиры для того, чтобы продать места в поезде по завышенной цене.
«БРАТ, КУДА ЕДЕШЬ? БИЛЕТ НАДО?»
По мнению специалистов, спекулянты сейчас продают билеты, купленные за 45 дней, то есть когда еще не работала обновленная система продаж.
В свою очередь, Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана подготовило поправки в Административный кодекс, чтобы ужесточить ответственность за незаконную продажу билетов. Сейчас за спекуляцию можно привлечь лишь по статье 449 «Приставание в общественных местах». Штраф составляет всего 5 месячных расчетных показателей (МРП), а это – 12 625 тенге.
Кроме того, нужно помнить о том, что ответственность по факту поездки «без билета» или билета приобретенного у «перекупщиков» распространяется, в том числе и на пассажира (10-кратный размер к стоимости билета). В свою очередь, и сам национальный перевозчик активно ведет работу по решению имеющихся в железнодорожной отрасли проблем, принимает действенные меры по фактам, вызвавшим широкий общественный резонанс.
Если смотреть на динамику, то количество обращений связано, прежде всего, с объемом перевозок и вырастает во время так называемых пиковых моментов – в период летних отпусков и новогодних каникул.
К примеру, во время летних отпусков существенно возрастает поток пассажиров. Этим и пользуются перекупщики и «помогайки» на вокзалах, которые предлагают билеты желающим уехать гражданам, в то время как в свободном доступе билетов нет.
При этом страдают как граждане (покупают билет по завышенной цене), так и компании-перевозчики, так как часть билетов остается невыкупленной. Многие из нас наблюдали картину, когда свободных билетов в продаже нет, а поезда едут с пустыми местами.
Ранее спекулянты скупали в кассах билеты, а потом их в нужное время сдавали и оформляли на того человека, которого находили на вокзалах и кому нужен был билет. В одной кассе они билет сдавали, а во второй кассе по договоренности кассир ловил этот билет и переоформлял на нужного человека. Причем спекулянты могли вступать в сговор с любыми кассами. Многие уверены, что железнодорожные кассы принадлежат только АО «Пассажирские перевозки».
Но это далеко не так – только менее 5% касс принадлежат «Пассажирским перевозкам» (в РК 233 кассы – АО «Пассажирские перевозки» и более чем 4 500 частных билетных касс). Непроданные билеты спекулянты просто сдавали обратно в кассу, и поезда оставались незаполненными.
С обновленной системой продаж данная схема спекулянтов перестала работать.