В школе я разбирала за 15 секунд автомат Калашникова, а собирала за секунд 40, кажется. Не помню какой там был норматив, но укладывалась с запасом, так как военрук очень гордился моими показателями и ставил отличные отметки. Но ни разу полученные на уроке НВП навыки не пригодились мне в жизни.
Прошло не одно десятилетие, с тех пор я ни разу не видела этот знаменитый автомат в глаза. Так и не поняла, для чего нас надо было учить разбирать и собирать его?
На днях министр образования заявил о введении нового предмета в школе для десятиклассников – «Основы предпринимательства и бизнеса». Кто будет его преподавать, по какой методике и сколько раз в неделю, оставим для другой колонки, а сейчас скажу: такой предмет давно нужно было вводить.
Мы отстаем от веяния времени. А надо именно в школе идти на два шага вперед, опережая время. Как-то на одном из первых, после своего назначения, заседаний правительства министр образования и науки Аслан Саринжипов сказал, что система должна учить обучающихся тем специальностям, которые еще не существуют, но появятся в будущем. По реакции присутствующих было видно, что заявление нового министра вызвало недоумение.
Сегодня считаю, что в его словах было рациональное зерно. На мой взгляд, вводя новые предметы, нужно смотреть и старые: может есть необходимость упразднения некоторых предметов в школе?
Многие навыки, которые были необходимы в прошлом, становятся анахронизмом. Полтора – два века назад каждый мальчик должен был учиться уметь держаться не только в седле, но и охотиться, стрелять из лука, разделывать тушу животного, принимать даже роды при окоте, не говоря о том, чтобы колоть дрова и обращаться с огнем. Это было необходимо для выживания.
Сегодня, если семья не ведет натуральное хозяйство, то все эти навыки не востребованы. Центральные и автономные системы отопления, разнообразная бытовая техника, развитие торговой сферы, современный транспорт изменили спектр необходимых для человека навыков. Так и в школе. Насколько сегодня будущим инженерам нужно корпеть над чертежами на уроке черчения, если программа AutoCAD построит хоть 2d, хоть 3d модель на основании введенных данных?
В период «холодной войны» начальная военная подготовка в среднем образовании имела какую-то целесообразность. Но сегодня, когда многие западные страны отказались от призывной системы формирования армии в пользу контрактной или на пороге принятия такого решения, не совсем понятен смысл изучения видов оружия и военных дисциплин в школах. Надо признать, что и в вузах военные кафедры, имеющиеся только в странах бывшего Советского Союза, стали возможностью избежать призыва в армию тем, кто связывает свое будущее с правоохранительной системой, но не хочет служить в армии.